Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература: учебник для 11 класса. Часть 2

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература: учебник для 11 класса. Часть 2

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Часть 2 / В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. — 11-е изд. — М., 2012. — 464 с.
Учебник для 11 класса содержит развернутую картину развития отечественной литературы в ХХ столетии. Книга имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях.
Когда-то Максим Горький сказал, что книги для детей нужно писать, как для взрослых — только лучше. То же самое можно было бы сказать и об учебниках для школы. Вообще создание школьного учебника есть, может быть, самое сложное из литературных дел. Особенно сейчас, когда столь многое еще не устоялось и не улеглось. Еще не вполне ясно, что станет классикой и останется навсегда, а что — даже снискавшее сиюминутную популярность — тем не менее со временем забудется, и забудется тоже навсегда.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-40-Х ГОДОВ …..3
Особенности лирической поэзии ……7
Михаил Аркадьевич Светлов…..9
Михаил Васильевич Исаковский ……9
Павел Николаевич Васильев …..12
Литература 30-х годов о людях труда, об индустриальной революции ……14
Николай Островский ……17
Тема коллективизации в литературе…..20
М.А. Шолохов. «Поднятая целина»…..20
А.Т. Твардовский. «Страна Муравия»…..24
Первый съезд Союза писателей СССР…..25
«Равенство дара души и глагола — вот поэт»: Осип Мандельштам в 30-е годы ……27
Эмигрантская «ветвь» русской литературы. Ностальгический реализм И. Бунина и И. Шмелева ……34
«Парижская нота» русской поэзии 30-х годов……40
Историзм Алексея Николаевича Толстого …..45
Роман «Петр Первый ……47
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
Вёшенская — перекресток казачьей истории, колыбель души и эпического таланта Шолохова….56
Жизненный путь Шолохова……57
«Донские рассказы» (1926) — новеллистический пролог «Тихого Дона»………61
Роман-эпопея «Тихий Дон» (1928—1940)……69
У ЛИТЕРАТУРНОЙ КАРТЫ РОССИИ
Сергей Николаевич Марков…..98
Борис Викторович Шергин …..99
Александр Андреевич Прокофьев …..101
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
Своеобразие жизненного опыта Михаила Булгакова…..103
Повести «Роковые яйца» (1924) и «Собачье сердце» (1925) —
первый этап в осмыслении темы революции…109
Дом Турбиных как библейский ковчег на волнах потопа ……110
«Мастер и Маргарита» (1929—1940) — повествование-лабиринт: взаимодействие трех «романов в романе» — о Пилате, о Мастере, о дьяволе ….119
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
Искусство активного понимания поэзии Бориса Пастернака ……135
Жизненный и творческий путь поэта…….138
«Существованья ткань сквозная» ……142
Роман «Доктор Живаго» (1945—1955) ….148
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
Дети — центр вселенной Платонова ……159
Повесть «Сокровенный человек» (1928)….163
Повесть «Котлован» (1930) — реквием по утопии…..167
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ НАБОКОВ
Биография и творческий путь……176
Лирика Набокова: воспоминание об утраченной России…..179
Роман «Машенька» (1926) — начало бездорожья героев Набокова……..181
Роман «Защита Лужина» ……185
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)
Почему необходимо вспоминать о войне, о нашей Победе?……..203
Публицистика времен войны: И. Эренбург, А. Толстой, Л. Леонов, О. Берггольц …..204
Основные мотивы лирики военных лет…..210
Мир в свете подвига: проза о войне 1941—1945 годов …..221
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ
Страницы творческой биографии поэта …..228
«Я полон веры несомненной…»…….232
Поздняя лирика Твардовского ……238
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ
«Душа обязана трудиться»…..242
Сборник «Столбцы» (1929) — дебют мастера….243
«Что есть красота?» — вечный вопрос и завещание Заболоцкого…..248
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50-80-Х ГОДОВ
Сороковые и пятидесятые годы ХХ века — осмысление Великой Победы …..254
В.П. Некрасов. «В окопах Сталинграда»…..258
Философия патриотизма К.Г. Паустовского и Л.М. Леонова …..260
«Оттепель» и появление «громких» (эстрадных) и «тихих» лириков…..263
Е.А. Евтушенко…..266
Р.И. Рождественский….268
А.А. Вознесенский …..269
Н.М. Рубцов….271
A.К. Передреев……272
B.Н. Соколов ….272
Ю.П. Кузнецов….273
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-х годов ……275
Ю.В. Бондарев……275
К.Д. Воробьев…..278
Новый образ русской деревни и крестьянской души ….280
В. Овечкин, Б. Можаев, Ю. Казаков …..281
В. Белов. «Привычное дело» ….285
А. Вампилов. «Старший сын», «Утиная охота»….288
«Городская» проза: Ю. Трифонов, В. Макании, А. Битов…….293
Историческая романистика 60—80-х годов. Исторический роман как древо памяти: В.С. Пикуль, Д. Балашов, В. Чивилихин……298
Авторская песня 60—80-х годов: А. Галич, Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий …..303
ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН
Путь в большую литературу……313
Шукшинские «чудики» — путь к правде народного характера……315
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ
«Изранена судьба, очаг испепелен»: поиск спасительных вечных причалов — главный смысл духовного пути Рубцова…..326
«Музыкальное слово» Николая Рубцова ….328
В звучании тишины…..331
«Россия, Русь! Храни себя, храни!» ……333
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
Творящая сила памяти. Исповедальное слово
Виктора Астафьева ……340
Биография писателя……344
«Царь-рыба» (1976) — горизонты «натурфилософской прозы» ……347
«Последний поклон» (1968—1989) — единство в многообразии……351
«Правда не бывает выборочной». Повесть «Пастух и пастушка»…….354
Вечное и преходящее в романе «Прокляты и убиты» (1992—1994)…..357
ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН
«Язык пространства, сжатого до точки» (О. Мандельштам)…..363
Творческий путь Валентина Распутина…….365
«Живя, умей все пережить.: нравственные уроки повести «Последний срок» (1970) …..369
Повесть «Живи и помни» ( 1974) — лабиринт психологических сцеплений в душе главной героини ….374
Повести «Прощание с Матёрой» (1976) и «Пожар» (1985) — прощание с «деревенской прозой»…..378
«Молений и молний взаимная сила» (В. Шаламов): новеллистика Распутина рубежа ХХ и XXI веков, повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) ……381
АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН
Годы детства и ученичества …..391
Война: путь самопознания и прозрений…3394
«Лагерные университеты» …..3394
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (1959) …395
От тезиса — к характеру: своеобразие Солженицына-новеллиста …..3399
«Матренин двор» …..399
«Захар-Калита»…..401
«Красное колесо» — общая характеристика книги ….402
У ЛИТЕРАТУРНОЙ КАРТЫ РОССИИ
Варлам Тихонович Шаламов….407
Евгений Иванович Носов……409
Василий Дмитриевич Федоров……410
Владимир Алексеевич Солоухин….412
НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ 80-90-Х ГОДОВ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕЛОМНОЙ ЭПОХИ…..416
Реалистическая проза ……417
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы и поэзии ….427
Эссе…..438
Поэзия и судьба Иосифа Бродского (1940-1996)…….439
Заключение……451
Вопросы для обобщения по курсу……456
Список книг, использованных при составлении иллюстративного ряда учебника (части I и II)…..457

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 13 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.