Полулях Н. С. Литература 7 класс: разработки уроков. Мини-конспекты

Полулях Н. С. Литература 7 класс: разработки уроков. Мини-конспекты

Литература. 7 класс : разработки уроков / Н. С. Полулях. — Харьков : Изд-во «Ранок», 2015. — 112 с. — (Серия «Мини- конспект»).
Пособие содержит краткие разработки уроков по предмету «Интегрированный курс “Литература (русская и зарубежная)”» для 7 класса. Мини-конспекты, предлагаемые в пособии, помогут учителю разнообразить способы подачи нового материала и формы контроля учебных достижений учащихся. К пособию предлагается бесплатное электронное приложение, в котором содержится календарно-тематический план, дополнительные материалы для учителя, материалы для самостоятельной работы учеников (подготовки сообщений, проектов), задания для различных форм контроля учебных достижений, иллюстрации к изучаемым произведениям, и много других интересных материалов.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематическое планирование… 3
Урок № 1. Введение. Человек — главный объект изображения в художественной литературе. Личность автора, его труд,
миропонимание и отношение к изображаемым героям….3
Урок № 2. Урок внеклассного чтения № 1. Презентация книги, прочитанной летом …5
Урок № 3. Русские былины. Воплощение в былинах нравственных качеств русского народа. Отражение в них общенародных представлений о героизме. Художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»…..8
Урок № 4. Героическое содержание и патриотический смысл былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»…..9
Урок № 5. Отзыв на мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник»…..11
Урок № 6. «Вольга и Микула Селянинович». Красота мирного труда пахаря в былине. Изображение крестьянской
работы на земле как источника силы, независимости и достоинства человека …12
Урок № 7. Урок внеклассного чтения № 2. Литература Древней Руси. Памятник древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» ….14
Урок № 8. «Его поэзия вышла из жизни». Сведения о русском поэте XIX века Василии Андреевиче Жуковском. Изображение народных поверий и душевных переживаний в балладе В. А. Жуковского «Светлана» …..15
Урок № 9. Художественные особенности баллады В. А. Жуковского «Светлана». Фантастика и реальность в произведении …17
Урок № 10. «Так я и жил, со словами». Судьба и творчество английского писателя XIX века Роберта Льюиса Стивенсона …18
Урок № 11. Прославление мужества и свободолюбия в балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед» …19
Урок № 12. Урок внеклассного чтения № 3. Шотландский поэт XVIII века Роберт Бернс. Тема и художественные особенности стихотворения Р. Бернса «Джон Ячменное зерно» …21
Урок № 13. Контрольная работа № 1 по темам: «Из устного народного творчества», «Баллада в литературе» …23
Урок № 14. Урок развития речи № 1. Жизнь Александра Сергеевича Пушкина: вступление поэта в литературу… 23
Урок № 15. Стихотворение А. С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивый характер произведения …25
Урок № 16. Тематические группы лирики. Философский характер стихотворений А. С. Пушкина «Птичка» и «Если жизнь тебя обманет…» …26
Урок № 17. Урок развития речи № 2. Стихотворение А. С. Пушкина «Цветок». Раздумья поэта о человеческой жизни …28
Урок № 18. Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» в произведении …29
Урок № 19. Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Драматизм судьбы Дуни. Художественные особенности повести …30
Урок № 20. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина в повести «Станционный смотритель» …32
Урок № 21. Урок внеклассного чтения № 4. Идейно-художественные особенности повести А. С. Пушкина «Метель» …33
Урок № 22. Литературная гостиная. Чудо русской поэзии: жизненный путь Михаила Юрьевича Лермонтова …35
Урок № 23. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Кавказ». Страстная любовь поэта к Кавказу …36
Урок № 24. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Исключительность обстоятельств, раскрывающих характер героя…. 38
Урок № 25. Художественные особенности поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ….39
Урок № 26. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский) …41
Урок № 27. Урок развития речи № 3. Подготовка к классному контрольному сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» …43
Урок № 28. Урок развития речи № 4. Классное контрольное сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» …44
Урок № 29. Урок внеклассного чтения № 5. Фольклорные образы и традиции в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня»… 44
Урок № 30. «Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить…» Николай Васильевич Гоголь. Рассказ о писателе …46
Урок № 31. Урок-исследование. Боевое товарищество Запорожской Сечи в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» …47
Урок № 32. «Весь он был создан для бранной тревоги…» Удаль, самоотверженность главного героя повести Н. В. Гоголя
«Тарас Бульба» …50
Урок № 33. Две дороги судьбы… Сопоставление образов Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») …51
Урок № 34. Составление устной сравнительной характеристики на материале повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»…53
Урок № 35. Эмоциональная напряженность повествования, живописность и лиризм прозы Н. В. Гоголя. Особенности изображения людей и природы в повести «Тарас Бульба» …55
Урок № 36. Контрольное классное сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»… 57
Урок № 37. Урок внеклассного чтения № 6. Своеобразие сборника повестей Н. В. Гоголя «Миргород» …58
Урок № 38. Контрольная работа № 2 по теме «Из золотого фонда русской литературы» … 59
Урок № 39. Урок-проект «Врач без пациентов». Антон Павлович Чехов: биография писателя… 60
Урок № 40. Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий»: осмеяние раболепия и чинопочитания … 61
Урок № 41. Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Смысл заглавия произведения. Мастерство А. П. Чехова
в обрисовке характеров героев … 63
Урок № 42. Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Тема приспособленчества в произведении. Образ главного героя … 64
Урок № 43. А. П. Чехов — мастер художественной детали. «Говорящие» фамилии в произведениях писателя
как средство юмористической характеристики… 66
Урок № 44. Урок внеклассного чтения № 7. Идейно-художественные особенности рассказа-анекдота А. П. Чехова
«Лошадиная фамилия» … 67
Урок № 45. Дороги, которые мы выбираем… Биография американского писателя О. Генри. Новелла О. Генри
«Дары волхвов» …69
Урок № 46. Всё побеждает любовь… Обучение устному выборочному изложению с выражением собственного отношения
к герою …71
Урок № 47. Урок развития речи № 5. «Человек есть мера всех вещей». Нравственные уроки новеллы О. Генри … 72
Урок № 48. Урок внеклассного чтения № 8. Юмор в новелле О. Генри «Вождь краснокожих» …74
Урок № 49. Артур Конан Дойл. «Верен как сталь, прям как клинок». Краткие сведения о знаменитом английском
писателе … 76
Урок № 50. Рассказ А. Конан Дойла «Голубой карбункул». Главный герой рассказа Шерлок Холмс: его удивительные
способности, творческая одаренность и готовность прийти на помощь… 77
Урок № 51. Особенности сюжета произведений А. Конан Дойла. Роль рассказчика в произведении «Голубой карбункул» … 79
Урок № 52. Урок внеклассного чтения № 9. Элементарно, Ватсон! Детективное агентство. Работа над проектами… 81
Урок № 53. Джеймс Олдридж. Слово о писателе. Знакомство с героями рассказа «Последний дюйм» … 82
Урок № 54. Проблема становления человеческой личности, взаимоотношения отцов и детей в рассказе Дж. Олдриджа «Последний дюйм» … 84
Урок № 55. Художественное мастерство Дж. Олдриджа. Символика названия рассказа «Последний дюйм»… 85
Урок № 56. Литература и кино. Просмотр художественного фильма «Последний дюйм» по мотивам рассказа Дж. Олдриджа … 87
Урок № 57. Урок развития речи № 6. Написание сочинения- миниатюры «Мои впечатления о фильме “Последний дюйм”» … 88
Урок № 58. Контрольная работа № 3 по теме «Рассказ и новелла» …. 88
Урок № 59. Из русской и мировой литературы XX века. Александр
Грин. Сведения о писателе и его творчестве …. 89
Урок № 60. Повесть Александра Грина «Алые паруса»: жанр, образ Каперны …90
Урок № 61. Повесть А. Грина «Алые паруса»: образы Ассоль и Грэя …92
Урок № 62. Повесть А. Грина «Алые паруса» как утверждение права «делать чудеса своими руками». Символический смысл названия произведения…. 94
Урок № 63. Художественное своеобразие повести А. С. Грина «Алые паруса»…. 96
Урок № 64. Урок внеклассного чтения № 10. Идейно-художественные особенности рассказа А. С. Грина «Зеленая лампа»… 97
Урок № 65. Самый плодовитый фантаст Айзек Азимов. Знакомство с рассказом писателя «Профессия» …99
Урок № 66. Образ будущего в рассказе А. Азимова «Профессия»…100
Урок № 67. Образ Джорджа Плейтена в рассказе А. Азимова «Профессия». Проблема духовной реализации человека в произведении … 101
Урок № 68. Урок внеклассного чтения № 11. Реальность и чудеса в повести Д. Амонда «Скеллиг» …103
Урок № 69. Контрольная работа № 4 по теме «Фантастика и романтика»…. 104
Урок № 70. Захватывающий мир художественной литературы … 105

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 5 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.