Орлова Э.А История антропологических учений: Учебник для студентов педагогических вузов. — М., 2010. 621 с. — (Фундаментальный учебник)
В предлагаемой читателям книге рассмотрены основные западные антропологические теории XX века. В рамках отечественного обществоведения впервые представлены описание и анализ предметной области антропологии: интеллектуальный контекст формирования и изменения: основные направления и связи между ними; их современная познавательная и социальная значимость. Автор сосредоточивает внимание на базовом теоретическом содержании каждого из них, составляющем основу многообразных частных исследовательских моделей, теорий среднего уровня и прикладных разработок. Междисциплинарный характер антропологии как науки обусловливает обращение к некоторым смежным областям знания — философии, социологии, психологии. В то же время автор стремится показать ее целостность и общую тенденцию движения от первоначального макромасштаба исследований человечества к микроуровню анализа связей людей с окружением, характерному для настоящего времени.
Для специалистов в области социальных наук, преподователей, аспирантов, студентов гуманитарных специальностей вузов.
Содержание
Введение……………..3
Часть I. Антропология как социальная наука…………………15
Глава 1. Исторические предпосылки формирования теоретической антропологии………………..17
Концепции антропогенеза………………..19
Сходства и различия человеческих сообществ………………….27
Основные темы в антропологии…………..39
Глава 2. Становление теоретической антропологии…………………47
Факторы, обусловливающие развитие теоретической антропологии………………48
Предметная область и объекты изучения в антропологии………51
Институциональный статус антропологии…………….52
Динамика антропологии как социальной науки………………53
Первая половина XX в……………..53
Вторая половина XX в…………………..61
Литература………………..70
Справочный материал……………….74
Глава 3. Понятийный аппарат социальной и культурной антропологии…………..75
Основания различий в понимании культуры как предметной области изучения…………76
Морфология культуры……………………77
Культура как совокупность искусственных объектов………………80
Культурная единица………………….83
Межкультурные взаимодействия и коммуникации………………….87
Культурно-коммуникативные процессы…………….90
Культурная динамика…………………….92
Напряженности в культуре………………97
Неклассические понятия в социальной и культурной антропологии…………..99
Литература………………102
Часть II. Макродинамика разоития человечества…………..юз
Глава 1. Теоретические основания эволюционизма (Милль Дж. С., Гай-лор Э.Б., Спенсер Г., Морган Г., МакЛеннан Дж., Риверс У., Бастион А., Фрэзер Дж., Вейтц Т., Питт-Риверс О., Лаббок Дж., Мейн Г., Пауэлл Дж. У., Хэддон А., Бринтон Д. и др.; Уайт А., Стюард Дж.,
Карнейро Р., Фрид М„ Коэн Р., Наролл Р., Сервис Э„ Уилкинсон Р., Виттфогель К., Прайс Б., Льюис Х.Р., Уэбб М„ Экхольм К., Хар-рисМ., Клоос П., Вайда Э., Джонсон Г., Классен X., Адаме Р., Кребер А.Л., Чайлд В.Г. и др.)…………..105
Классический эволюционизм…………….105
Понятие эволюции в ранней антропологии…………….105
Обусловленность эволюции…………108
«Естественные» причины эволюции……………..109
Социальная осусловленность эволюции………….113
Обусловленность эволюции факторами сознания…………..118
Эволюционистская интерпретация культурных
униформности и многообразия……………122
Генеральная направленность эволюционного процесса………125
Эволюционистская трактовка культурного многообразия …………128
Динамика эволюционного процесса………………131
Резюме……………….137
Неоэволюционизм: развитие и модификация классических идей…………141
Возвращение к идеям эволюционизма…………..141
Определение культурной эволюции……………145
Эволюция как направленный процесс социокультурных изменений………….146
Динамические характеристики эволюционных процессов……..155
Резюме……………..165
Литература…………….169
Классический эволюционизм………….169
Неоэволюционизм…………..172
Глава 2. Историко-культурное теоретическое направление и его производные: диффузионизм, расизм (Ратцель Ф., Фро-бениус Л., Гребнер Ф„ Шмидт В., Боас Ф„ Копперс В., Фридрих А., Вестерман Е., Стирке В., Еттмар К., Хишберг В., Енсен А., Гек-кельИ., Кларк Д., Браун Л., Ренфрю К., БротуэллД, Хиггс Е„ Хэ-герстранд Т. и др.; Амон О., Волыпман Л., Штейнмец С., фон Эйк-штедт Э., Кейтер Ф., Меркур ф., Меннинг О., Шибольц Р., Бауман Г., БломеБ., Кун К.С., Гарн С.М., Бердселл Дж. и др.)……………175
Исходные теоретические основания……………..175
Истоки культурного развития…………….176
Трактовка культурных сходств и различий………………..179
Концепция динамики исторического процесса…………….182
Резюме………………187
Культурная диффузия…………………191
Определение культурной диффузии…………..191
Эмпирическая база диффузионизма……………193
Направленность диффузионистских исследований……………196
Резюме……………201
Расизм как теория и идеология…………..206
Идеология расизма………………….206
Расы как результат внутривидовых вариаций……………..210
Интерпретации расовых различий……………..211
От «расизма» к доказательству видового единства человечества…………….218
Резюме…………..220
Литература…………..224
Часть III. Строение социокультурных целостностей………………233
Глава 1. Теоретические основания функционального анализа (Боас Ф., Рэдклифф-Браун А., Малиновский Б.К, Эванс-Причард Э„ Фёрс Р., Фортес М., Лич Э., Глакман М., Уилсон М., Купер X., Надель 3., Дуглас М„ Мосс М„ Юбер А., Бугле С. и др.)…………235
Становление функционализма…………..237
Детерминанты социокультурных форм…………..241
Принципы организации социальной и культурной целостности …245 Функционалистская трактовка социокультурных универсалий и различий…………….255
Отношение к динамике…………………262
Резюме……………..266
Литература……………….271
Глава 2. Личность и культура: взаимосвязь концептов (Кардинер А., Линтон Р., Дюбуа К., Инкелес А., Левинсон Д., Бенедикт Р., Сепир Э„ Бейтсон Г., Олпер М„ Mug М, Герер Дж., Клакхон К., Спиро М.Е., ЛёВин Р.А., Барнау В., МакКлелланд Д., Кляйн М., Фромм Э., Редфилд Р., Деврё Ж., Хью Ф. и др.)…………….275
Личность: условия формирования………….277
Сопоставимость концепций личности и культуры как антропологических микро- и макросистем………….285
Теоретические модели организации личностного многообразия………………297
Становление и развитие личности……………311
Резюме……………323
Литература………………329
Глава 3. Основания и направления структурного анализа (Леви-Стросс К., Фуко М., Деррида Ж., Кристева Ю„ Лакан Ж. и др.) ……….334
Структуралистская трактовка порождения культурных феноменов…………….338
Единицы структурного анализа……………..346
Трактовка общего и различий в структуралистских построениях……………….352
Динамические принципы структурного анализа…………………366
Резюме………..374
Литература………………..380
Насть IV. Смена познавательных парадигм в антропологии……………..383
Глава 1. Модернизация и постмодерн: соотношение
социокультурных изменений и смены познавательных ориентаций в антропологии…………….385
Модернизационные тенденции на уровне социальной организации общества…………….387
Постмодерн как интеллектуальная реакция на процессы модернизации……………..389
Формирование новой культурной парадигмы……………394
Литература……………….399
Глава 2. Понятие «культура» в современной антропологии……………401
Смена теоретических ориентаций……………402
Источники порождения культурных феноменов……………409
Единицы изучения культуры……………414
Интегративная функция понятия «культура»…………..420
Структура и динамика культуры……………426
Культурно-антропологическое преломление лингвистики………428
Когнитивистская ориентация в трактовке культуры…………..431
Литература……………434
Часть V. Микродинамические тенденции в теоретической антропологии…………..437
Глава 1. Антропологические трактовки интеракции (Шнейдер Д., Шве-дер Р., Фодор Дж., Бош Э„ Тейлор Ч., Тернер В., Тревартен К., Уэрч Д., Гадиланст У., Ричардсон К., Д’Андраде и др.)…………..439
Культура как контекст социальной активности…………..442
Культура и когнитивные процессы: продукты взаимодействия…..447
Социокультурная реальность и ее составляющие………….450
Организация интеракции……………..454
Динамика интерактивных процессов…………….462
Резюме…………….474
Литература……………480
Глава 2. Концепция медиации в социокультурном исследовании (Коул М„ Уайт М., Ришар Ж.Ф., Норманн Д., Рамельхарт Д., Барлет Ф.К., Хатчинс Э., Нельсон К. и др.) ………….484
Медиация и артефакт……………485
Место артефакта в контексте представлений о культуре……….493
Интегративные функции артефакта…………502
Артефакт в динамическом окружении……………..509
Резюме……………517
Литература……………524
Глава 3. Интерпретация как антропологическая проблема (Гитц К., Маркус Г., Фишер М., Бош Э., Уэрч Д., Шнейдер Д., Шоур Б. и др.)…………528
От претензий на реализм к изучению репрезентаций…………528
Теоретические истоки и становление концепции интерпретации в антропологии………….532
Трансляция культурного опыта другого…………..537
Теоретические основания интерпретации данных в инокультурном контексте…………..546
Динамические механизмы интерпретации……………553
Резюме…………………560
Литература………………..566
Часть VI. Вместо заключения………….569
Социальная значимость антропологического знания……………571
Просветительский потенциал антропологии……………572
Значимость антропологического знания для других профессий………………576
Возможности антропологии в решении текущих социокультурных проблем…………..581
Препятствия к использованию антропологического знания в политической практике……………..582
Внутринаучные препятствия, мешающие использованию социальных наук в обществе…………587
Ценностный априоризм в антропологии…………..591
Литература на русском языке……………600
Глоссарий………………605