Дилтс Р. Стратегии гениев. Т. 1. Аристотель, Шерлок Холмс, Уолт Дисней, Вольфганг Амадей Моцарт / Пер. с англ. В.П. Чурсина. — М., 1998. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
В первом томе серии «Стратегии гениев» Роберт Дилтс с позиций НЛП анализирует творческие и мыслительные стратегии таких всемирно признанных гениев, как Аристотель, Вольфганг Амадей Моцарт, Уолт Дисней и Шерлок Холмс. Автор ставит перед собой задачу расширить возможности применения этих стратегий, перенеся их из тех областей, где они изначально получили развитие, в другие сферы человеческой деятельности и сделать их доступными каждому, кто желает максимально развить и усовершенствовать свои творческие и умственные способности.
Книга будет полезна всем, кто интересуется последними достижениями психологии и хотел бы глубже понять процессы человеческого мышления.
СОДЕРЖАНИЕ
Приглашение на партию. Предисловие Е.И. Виль-Вильямс…………………..5
Предисловие автора………………………………………….7
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………12
Нейро-лингвистическое программирование………………………………….13
Моделирование……………………………………18
Стратегии………………………………………22
1. АРИСТОТЕЛЬ: У ИСТОКОВ ГЕНИАЛЬНОСТИ………………………..25
Слагаемые гениальности………………………………25
Модель SOAR……………………………………..36
Основные типы причин………………………………..39
Роль восприятия времени……………………………….44
Оценка собственных посылок…………………………49
Аристотелева модель разума………………………….52
Модель ТОТЕ ……………………………… 54
Микростратегии и пять чувств ……………………………. 58
Общие свойства………………………………65
Моделирование микростратегий. Модель ROLE………………………73
Язык как средство мышления и моделирования…………………….80
Моделирование микроструктуры Аристотелевой стратегии мышления ……………………. 82
Практическое применение стратегий Аристотеля……………………….. 86
Модель SCORE: использование стратегий Аристотеля для определения «проблемного пространства»………………….88
Применение стратегии Аристотеля для исследования и организации проблемного пространства………………..96
Определение системы причин в проблемном пространстве………….100
Заключение…………………………103
2. ШЕРЛОК ХОЛМС СЭРА АРТУРА КОНАН ДОЙЛЯ: ПРИОТКРЫВАЯ ТАЙНЫ ГЕНИАЛЬНОСТИ………………………105
Пример практического использования стратегий гениев……………… 105
Метастратегия Холмса и «Великая цепь жизни»…………………….106
Микростратегии Холмса для наблюдений, частных выводов и дедукции………………………113
Макростратегия Холмса для поиска «предшествующих причин» …………………117
Уровни ключей и частных выводов ……………………………… 126
Применение стратегии Холмса………………………………132
Наблюдение и дедукция………………………………….134
Упражнение по калибровке …………………………….. 137
Выявление обмана……………………………..138
Наблюдение за микроповеденческими ключами, связанными с познавательными стратегиями: модель BAGEL……..140
Заключение…………………………………..146
3. УОЛТ ДИСНЕЙ: МЕЧТАТЕЛЬ, РЕАЛИСТ, КРИТИК………………147
Уолт Дисней и три фазы творчества………………………..147
Микроанализ Диснея-Мечтателя……………………………148
Микроанализ Диснея-Реалиста………………………154
Микроанализ Диснея-Критика……………………..160
Общий обзор творческой стратегии Уолта Диснея……………………166
Паттерны метапрограмм……………………………168
Физиология и творческий цикл Диснея……………………….170
Пути практического применения творческой стратегии Диснея………….171
Примеры ввода в действие творческого цикла Диснея……………..173
Пример использования Диснеевской стратегии ………………. 176
Процесс группового обучения: «раскадровка». Множественность перспектив замысла и проблемного пространства ……………………… 185
Заключение………………………..193
4. ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ: ПЕСНИ ДУШИ………………….195
Музыкальные грезы…………………………………….195
Сходство стратегии Моцарта со стратегиями других музыкантов и композиторов ………………….. 208
Творческий процесс Моцарта и теория самоорганизации……………212
Практическое применение стратегии Моцарта ………………………. 216
Практическое применение стратегии Моцарта в иных областях ………….. 227
Формат «Музыкальная SCORE» …………………………… 229
Направленная медитация с использованием стратегии Моцарта …………. 231
Заключение ………………………….. 235
5. НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА ГЕНИЕВ……………………….. 236
Приложение 1 …………………………………….. 243
Приложение 2 ……………………………………… 257
Приложение 3 ………………………………….. 259
Литература ………………………………………. 265
Примечания……………………………………….. 267