Горшков А.И. Русская словесность : от слова к словесности : 10 — 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/А. И. Горшков.— 9-е изд. — М., 2010.— 492 с. : ил.
Учебник для 10—11 классов является частью комплекта пособий для учащихся 5—11 классов по русской словесности» утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник обобщает, систематизирует и углубляет полученные сведения о русской словесности, о языке как материале словесности, учит читать и понимать любой текст, в том числе художественный, самостоятельно анализировать его, учит правильно и выразительно читать и писать.
Оригинальная система вопросов» специально подобранные иллюстрации помогут усвоить теоретический материал, овладеть навыками литературной письменной и устной речи.
Учебник включен в Федеральный перечень, может быть использован при изучении русского языка и литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора …..
Введение ………3
§ 1. «В начале было Слово…» …..4
§ 2. Что есть слово…………8
§ 3. Слово и словесность ………10
§ 4. Отечественные филологи…..12
§ 5. Предмет словесности…….21
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Глава 1. Русский язык и разновидности его употребления…..23
От древности к современности…………..—
§ 6. А. С. Пушкин о русском языке как материале словесности………..—
§ 7. Славянские языки …………24
§ 8. Старославянский язык ………25
§ 9. Древнерусский язык ……….27
§ 10. Развитие русского языка «в народе» и «в книге»………28
§ 11. А.С.Пушкин и русский литературный язык…….29
Строй и употребление языка ………………….—
§ 12. Строй языка ……………………..—
§ 13. Употребление языка ……….30
§ 14. Соотносительность средств и способов языкового выражения………31
§ 15. Грамматическое и стилистические изучение языка……………32
§ 16. Разные манеры пользоваться языком» ………..33
§ 17. Общее понятие стиля ………
§ 18. Стиль как явление словесности…………31
§ 19. Определение стиля…………….35
Разговорный язык и литературный язык …………—
§ 20. Чем различаются разговорный и литературный язык? ……
§ 21. Сфера употребления разговорного языка …….36
§ 22. Характерные черты разговорного языка ……..37
§ 23. Запись разговорного языка …………..38
§ 24. Сферы употребления и характерные черты литературного языка………….—
§ 25. Главнейшие разновидности разговорного языка……39
§ 26. Территориальный диалект…………….—.
§ 27. Диалектное членение русского языка ………40
§ 28. Территориальные диалекты и художественная литература…………41
§ 29. Полудиалект ……………42
§ 30. Социальный диалект……………—
§ 31. Жаргон ………………—
§ 32. Арго………………….44
§ 33. Сленг……………45
§ 34. Просторечие …………….—
§ 35. «Общий» разговорный язык…………47
§ 36. Главнейшие разновидности литературного языка………….—
§ 37. Официально-деловой стиль…………….—
§ 38. Научный стиль ……………………49
§ 39. Публицистический стиль …………….50
§ 40. Язык художественной литературы……….52
Вопросы и задания…………………………53
Глава 2. Стилистические возможности языковых средств………….54
§ 41. Понятие стилистических возможностей языковых средств ……………—
Слова и устойчивые сочетания слов …………….55
§ 42. Многозначность слова………………..—
§ 43. Омонимы…………………………56
§ 44. Синонимы ……………………….58
§ 45. Антонимы ……………………….61
§ 46. Паронимы ……………………….63
§ 47. Архаизмы, историзмы, неологизмы ……..65
§ 48. Славянизмы……………………….67
§ 49. Заимствованные слова ………………69
§ 50. «Макаронический» стиль ………….73
§ 51. Общеупотребительные слова…………..74
§ 52. Необщеупотребительные слова…………76
§ 53. Книжные слова……………………—
§ 54. Термины…………………………77
§ 55. Традиционно-поэтические слова…………79
§ 56. Народно-поэтические слова …………..80
§ 57. Разговорные слова………………….—
§ 58. Просторечные слова
§ 59. Диалектизмы . ……………………81
§ 63. Группы фразеологизмов по сферам употребления и эмоционально-экспрессивной окраске…..86
§ 64. Крылатые слова и выражения…………….87
§ 65. Источники крылатых слов и выражений ……..88
§ 66. Крылатые слова и выражения в произведениях словесности………..92
Формы слов и предложения…………..94
§ 67. Стилистические ресурсы грамматики ………..—
§ 68. Имена существительные…………..95
§ 69. Имена прилагательные……………….97
§ 70. Глаголы……………….99
§ 71. «Переносное употребление» форм времени …..—
§ 72. «Прямое употребление» форм времени ….101
§ 73. Формы наклонений ………….105
§ 74. Предложение …………….106
§ 75. Типы предложений ……………..—
§ 76. Типы связи частей сложного предложения…..110
§ 77. Порядок слов …………….112
Вопросы и задания……………….114
Глава 3. Формы и качества словесного выражения ……115
Формы словесного выражения ……….
§ 78. Понятие форм словесного выражения ….—
§ 79. Выражение устное и письменное…….116
§ 80. Выражение диалогическое и монологическое….117
§ 81. Выражение прозаическое и стихотворное …..120
§ 82. Взаимодействие форм словесного выражения…..122
§ 83. Повествование…………….
§ 84. Описание ……………….
§ 85. Рассуждение……………..
§ 86. Повествование, описание, рассуждение и виды словесности …….127
§ 88. Правильность………………….130
§ 89. Точность…………………………..134
§ 90. Последовательность………..
§ 91. Чистота ……………
§ 92. Выразительность…………143
§ 93. Богатство……………144
§ 94. Уместность…………..145
Вопросы и задания……………147
Глава 4. Средства художественной изобразительности 148
§ 95. Понятие средств художественной изобразительности ………… —
Словесные средства художественной изобразительности …..—
§ 96. Виды словесных средств художественной изобразительности …….. —
§ 97. Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза ……149
§ 98. Автология и металогия………159
§ 99. Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота …….160
§ 100. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, острота, параллелизм, повторение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора ………..168
Звуковые средства художественной изобразительности ……181
§ 101. Благозвучие…………. —
§ 102. Звукоподражание, звуковой символизм, словесная инструментовка………183
§ 103. Средства словесной инструментовки: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись ………..186
§ 104. Ритм и интонация в прозе …..191
Словесно-звуковые средства художественной изобразительности ……………….194
§ 105. Народная этимология, поэтическая этимология, обновление значения слова, каламбур —
Вопросы и задания……………198
Глава 5. Русское стихосложение……….199
§ 106. Системы стихосложения…….. —
§ 107. Русский народный стих ……..200
§ 108. Силлабическое стихосложение……204
§ 109. Силлабо-тоническое стихосложение. Стопа, двусложные и трехсложные стопы. Размер стиха. Вольный стих. Пауза. Перенос. Цезура. Анакруза. Клаузула ……..205
§ 110. Рифма. Внутренняя рифма. Точная и неточная рифма. Составная рифма. Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма. Рифмы смежные, перекрестные, охватные. Монорим. Белый стих…….213
§ 111. Строфа. Четверостишие, двустишие, трехстишие и терцина, октава, сонет, онегинская строфа. Астрофические стихи……223
§ 112. Акцентный стих и свободный стих …. 229
Вопросы и задания……………231
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Глава 6. Роды и виды произведений словесности . . . 232
§ 113. Нехудожественные и художественные произведения словесности………. —
§ 114. Виды нехудожественных произведений словесности …………..235
§ 115. Роды, виды и жанры художественной словесности …………….237
§ 116. Эпос …………….239
§ 117. Виды народной эпической словесности: сказка, миф, легенда (сказание), былина, историческая песня, духовный стих, пословица, загадка …………….240
§ 118. Виды книжной эпической словесности: роман, повесть, житие, повесть-биография, по-весть-автобиография, мемуары, поэма, рассказ (новелла), баллада, очерк, басня, анекдот ……………..245
§ 119. Лирика……………250
§ 120. Виды народной лирики: песня, частушка. Виды книжной лирики: дума, идиллия, мадригал, ода, послание, эклога, элегия, эпиграмма, эпитафия. Лирика философская, гражданская, пейзажная и любовная…..252
§ 121. Драма и ее виды: трагедия, комедия, драма в узком смысле слова…….
§ 122. Связи между родами и видами словесности …….264
Вопросы и задания ……………
Глава 7. Понятие о тексте…………265
§ 123. Текст как явление употребления языка ……—
§ 124. Признаки текста. Определение текста ……..266
§ 125. Способы связи частей текста ……269
§ 126. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового выражения ……270
§ 127. Тема и содержание текста …….271
§ 128. Тема и идея………….275
§ 129. Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны содержания текста и их словесное выражение …….276
§ 130. Различное соотношение предметно-логической и эмоционально-экспрессивной сторон в разных видах словесных произведений ……278
§ 131. Межтекстовые связи……….282
Вопросы и задания……………288
Глава 8. Возможность различного словесного выражения одной темы …………289
§ 132. Понятие объективных и субъективных факторов, от которых зависит различное словесное выражение одной темы ……. —
§ 133. Принадлежность словесного произведения к художественной или нехудожественной словесности; к тому или иному роду, виду, жанру книжной или народной художественной словесности; к тому или иному функциональному стилю ……….. —
§ 134. Условия языкового общения, среды и сферы употребления языка………295
§ 135. Литературные направления. Классицизм, сентиментализм, романтизм…….298
§ 136. Реализм……………305
§ 137. Символизм, акмеизм, футуризм….. 308
Вопросы и задания……………313
Глава 9. Композиция словесного произведения …. 314
§ 138. Общее понятие композиции. Архитектоника, сюжет и фабула ……… —
§ 139. Композиция как организация развертывания сюжета………….316
§ 140. Композиция как система динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве…..317
§ 145. Разновидности деталей ………
Вопросы и задания…………..
Глава 10. Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении…………..
§ 146. Филологический подход к проблеме образа автора ………… _
§ 147. Композиция словесного произведения и образ автора. Понятие образа автора …..342
§ 148. Образ автора и «авторское л». Образ автора и лирический герой……….344
§ 149. Образ рассказчика в его отношении к образу автора ……………346
§ 150. Различия между образом автора и образом рассказчика………….349
§ 151. Средства словесного выражения образа рассказчика …………..353
§ 152. Композиционные типы произведений художественной словесности, определяемые соотношением «образ автора — образ рассказчика». «Рассказ в рассказе» ………355
§ 153. Соотношение «образ автора — образ рассказчика» и речь персонажей……..361
Вопросы и задания……….363
Глава 11. Видоизменения авторского повествования ……..364
§ 154. Понятие авторского повествования и его субъективации…………
§ 155. Примеры субъективации авторского повествования …………….366
§ 156. Группировка приемов субъективации авторского повествования……….369
§ 157. Словесные приемы субъективации авторского повествования: прямая речь, несобственно — прямая речь, внутренняя речь …..370
§ 158. Композиционные приемы субъективации авторского повествования: приемы представления, изобразительные приемы, монтажные приемы…………
§ 159. «Объективация» повествования рассказчика …….381
§ 160. Языковые построения с установкой на «чужое слово» …………383
§ 161. Стилизация ………….384
§ 162. Сказ…………….391
§ 163. Пародия……………401
§ 164. Перифраза…………..409
§ 165. Бурлеск и травести……….410
§ 166. Средства словесного выражения сатиры и юмора………….—
Вопросы и задания …………413
Глава 12. Эстетическая функция языка в произведениях художественной словесности…..414
§ 167. О «статусе» языка художественной литературы…..—
§ 168. Нормы языка художественной литературы……417
§ 169. Вопрос о сущности эстетической функции языка ……………421
§ 170. Вопрос о «цоэтическом языке» …..423
§ 171. Образность произведений художественной словесности ………….425
§ 172. «Образ в слове и образ посредством слов» …….427
§ 173. Безобразная образность ……..428
§ 174. Строение словесного образа…….432
Вопросы и задания ……………….434
Глава 13. Структура текста и его лингвостилистический анализ ………….—
§ 175. Различные толкования структуры текста …..—
§ 176. Система категорий, образующих структуру текста …..437
§ 177. Предмет лингвостилистического анализа текста ………… —
§ 178. Пути лингвостилистического анализа текста…..438
§ 179. Приемы лингвостилистического анализа текста……441
§ 180. Рассказ К. Г. Паустовского «Колотый сахар» (пример лингвостилистического анализа художественного прозаического текста) ……….450
§ 181. Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора!..» (пример лингвостилистического анализа художественного стихотворного текста) ……..472
Вопросы и задания……478
Заключение, или Коротко об изученном……..480