Татарова В.М. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. II полугодие: методическое пособие / В.М. Татарова — М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. — 279 с.
В пособие вошли конспекты уроков по русской литературе XIX в., разработанные в соответствии со стандартом общего образования и программой курса литературы для 10 класса (II полугодие) по творчеству Ф.М. Достоевского, А.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова.
В предложенных уроках используется исследовательский метод, метод литературной беседы, самостоятельной работы, творческого чтения. В пособии представлены образцы выполнения учащимися индивидуальных домашних заданий, образцы анализа поэтических и прозаических текстов, а также материал, расширяющий мировоззренческие и общекультурные взгляды учащихся.
Пособие адресовано педагогам общеобразовательных организаций, репетиторам, ученикам старших классов.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 5
Урок 46-47. Ф.М. Достоевский — человек, мыслитель, художник. Очерк жизни и творчества. «Преступление и наказание». История замысла и проблематика 6
Урок 48-49. «Когда некуда больше идти». «Униженные и оскорбленные» в романе 19
Урок 50-51. «А это кровь в тебе кричит…» Раскольников после преступления 34
Урок 52-53. Путь на вершину или падение в ад? Лужин и Свидригайлов 42
Урок 54-55. «Их воскресила любовь!» Путь к духовному «воскрешению» 45
Урок 56. «Толстой — это целый мир». Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Авторский замысел и история создания. Композиция и смысл названия 54
Урок 57-58. «Война и мир». Том 1, часть 1. Две стихии в романе: атмосфера великосветкого салона и семейная обстановка в домах Ростовых и Болконских 67
Урок 59-60. Изображение войны 1805-1807 гг. (т. 1, ч. 2, 3) 80
Урок 61-62. Андрей Болконский и Пьер Безухов в поисках смысла жизни. Том 2, части 1,2 92
Урок 63-64. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. Андрей Болконский и Наташа Ростова 108
Урок 65-66. Герои романа встречают Отечественную войну 1812 г 114
Урок 67-68. Пожар и оставление Москвы. Суть подлинного и ложного патриотизма. Смерть Андрея Болконского как возвращение к «вечному небу» 133
Урок 69. Пьер в плену. Жизненная философия Платона Каратаева как «вечное олицетворение духа простоты и правды» 140
Урок 70. «Дубина народной войны». Изображение народного характера войны 1812 года. Образ Тихона Щербатого 146
Урок 71-72. Эпилог романа. «Мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские. «Обновленный» Пьер Безухов. Мечты Николеньки Болконского 151
Урок 73. Классное контрольное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» 160
Урок 74-75. М.Е. Салтыков-Щедрин — «писатель скорбный и негодующий». Очерк жизни и творчества 163
Урок 76-77. «История одного города» — приговор деспотичной государственной власти 171
Урок 78-79. Н.А. Некрасов — «поэт, страстный к страданию». Очерк жизни и творчества 180
Урок 80-81. «Всё, что я знаю о народе…» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» 198
Урок 82. «Я потупленную голову — сердце гневное ношу». Матрёна Тимофеевна Корчагина 211
Урок 83. Утро Гриши Добросклонова — народного заступника. Проблема счастья и смысла жизни в поэме 216
Урок 84. Третий период русского реализма. Общая характеристика 223
Урок 85-86. А.П. Чехов. «Хорошо вспоминать о таком человеке» 226
Урок 87-88. «Фальшивой жизни мишура…»
Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» — маленькая трилогия; рассказы «Ионыч», «Попрыгунья» 230
Урок 89-90. Мастерская «Выход из…» по рассказу А. Чехова «Студент» 240
Урок 91-92. А.П. Чехов и Художественный театр. Комедия «Вишневый сад» 249
Урок 93-94. Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Люди, заблудившиеся во времени 260
Литература 277