Русский язык : учебное пособие для 8-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / Л. А. Мурина [и др.]. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 264 с.
§ 1. Глагол и его формы
1. 1. Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль.
Может быть, именно среди учёных-языковедов с наибольшей силой и наглядностью проявляется любовь к основному предмету изучения — к Слову. Разве не показательно, что сам термин «филология» прямо заявляет об этой любви (греч. philo — ‘люблю’ и logos — ‘слово’). Факт весьма примечательный и поучительный: любовь была возведена первыми «словесниками» в принцип познания избранного предмета, что налагало на них определённые нравственные обязательства: бережно относиться к слову, к языку вообще, изучать запёчатлённое слово непредвзято, ничего ему не навязывая, стремясь сохранить его живую ткань, самозабвенно и до конца отдаваясь своему увлечению…
Рыцарской верностью и преданностью Слову отличались Даль и Срезневский, Щерба и Виноградов, Пешковский и Винокур и многие-многие другие (Г, Степанов).
СОДЕРЖАНИЕ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ
§ 1. Глагол и его формы ……………3
§ 2. Наречие. Служебные части речи …………….14
ТЕКСТ
§ 3. Текст и его основные признаки. Внутренняя и внешняя форма текста ……………..21
§ 4. Средства реализации авторского замысла ………………..26
§ 5. Функциональные стили: языковые средства ………………..30
ЖАНРЫ РЕЧИ: КОНСПЕКТ
§ 6. Понятие о конспекте. Работа над его содержанием ……….33
§ 7. Композиция конспекта ……………..37
§ 8. Речевое оформление и написание конспекта ……………..41
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
§ 9. Строение и грамматическое значение словосочетания ……..48
§ 10. Виды подчинительной связи ……………….53
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 11. Признаки простого предложения ……………62
§ 12. Строение простого предложения …………….66
§ 13. Классификация предложений ……………..67
§ 14. Порядок слов в предложении. Логическое ударение ………..70
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 15. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения …………72
§ 16. Сказуемое …………..76
§ 17. Простое глагольное сказуемое ……………….77
§ 18. Составное глагольное сказуемое …………….80
§ 19. Составное именное сказуемое ……………..84
§ 20. Тире между подлежащим и сказуемым …………..92
§ 21. Второстепенные члены предложения ………….96
§ 22. Дополнение …………..97
§ 23. Определение ……….ЮЗ
§ 24 Приложение ………109
§ 25. Обстоятельство ……………114
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 26. Понятие об односоставном предложении …………..121
§ 27. Определённо-личные предложения …………..122
§ 28. Неопределённо-личные предложения …………..126
§ 29. Безличные предложения …………..130
§ 30. Назывные предложения ……………135
§ 31. Неполные предложения …………..139
§ 32. Слова-предложения ……..143
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 33. Понятие об осложнении простого предложения …………149
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
§ 34. Понятие об однородных членах предложения ………….153
§ 35. Однородные и неоднородные определения …………158
§ 36. Союзы при однородных членах ……………..163
§ 37. Пунктуация при однородных членах предложения, соединённых при помощи союзов и без них …………..168
§ 38. Обобщающие слова при однородных членах …………….172
§ 39. Стилистическое использование однородных членов предложения …………..178
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
§ 40. Понятие об обособлении ………..185
§ 41. Обособленные определения …………..188
§ 42. Обособленные приложения …………….192
§ 43. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями …………194
§ 44. Обособленные обстоятельства ……………..200
§ 45. Знаки препинания в предложениях, имеющих оборот с союзом как ………………..205
§ 46. Употребление обособленных членов предложения в речи………….210
§ 47. Обособленные члены предложения, выраженные именами существительными с предлогами несмотря на, вопреки, благодаря, вследствие, согласно, при наличии, ввиду, за неимением и др……………219
§ 48. Обособленные члены со значением уточнения, пояснения, присоединения …………..222
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, ОБРАЩЕНИЯМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ
§ 49. Вводные слова, словосочетания, предложения ……………..228
§ 50. Обращение …………..238
§ 51. Междометия в предложении и знаки препинания при них………..242
Повторение изученного в 8 классе …………….246
Толковый словарь ………..253