Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков и др.; сост. Е. П. Пронина]; под ред. В. П. Журавлева. — 17-е изд. — М., 2012. — 399 с.
Предыдущие издания выходили под названием «Русская литература XX века».
СОДЕРЖАНИЕ
К читателям ………………………………………………3
Литература начала XX века (Л.А.Смирнова)……….8
Истоки и характер литературных исканий…………8
Стремление к творческому преображению мира …….9
Литературные искания сторонников революционного движения………11
Направление философской мысли начала века …….12
Своеобразие реализма………………………………….15
Особенности новейшей поэзии…………………………….20
Модернизм: путь к новой гармонии………………….20
Символизм…………………………………………22
Акмеизм…………………………………………..24
Футуризм …………………………………………26
Проза XX века (О.Н.Михайлов)……………………..28
Уникальность литературы Русского зарубежья …. 28
Идейно-эстетическая борьба …………………………31
И. А. Бунин………………………………………………..32
Роль «малой» родины и дворянских традиций … 32
Природа социальной двойственности………………..33
Влияние старшего брата Ю. А. Бунина …………….34
Первые опыты ……………………………………….34
Духовное здоровье, народное начало ………………..35
Традиции русской классики…………………………35
Странник……………………………………………36
Новое качество прозы………………………………..37
Бунин-поэт…………………………………………..38
«Деревня»…………………………………………..39
Скрытая полемика с М. Горьким…………………………39
Братья Красовы — два типа русского человека …………….41
Народ-философ ………………………………………42
«Иоанн Рыдалец»……………………………………..44
«Господин из Сан-Франциско»…………………………..45
Образ греха, в котором протекает жизнь человека…………45
«Полый» человек — создание механической цивилизации……..45
Тема конца, катастрофы …………………………….46
Непримиримость позиции…………………………….46
Проза 20-х …………………………………………..47
Тема России…………………………………………..47
«Косцы» ………………………………………………48
Тема любви…………………………………………..48
«Солнечный удар»……………………………………49
«Жизнь Арсеньева»………………………………….50
Новаторство романа ………………………………….51
«Темные аллеи»……………………………………….52
«Чистый понедельник»………………………………53
А. И. Куприн …………………………………….56
Детские годы. Роль матери…………………………..56
Суровая казарменная школа…………………………57
Формирование личности и истоки гуманизма……………..58
Первые литературные опыты. Служба в полку ……………58
Купринские «университеты»…………………………59
«Олеся»…………………………………………60
Мастерство композиции………………………………61
На петербургском Парнасе…………………………..61
«Поединок» …………………………………………..62
Образ Ромашова ……………………………………..64
В зените славы……………………………………….64
«Гранатовый браслет» ………………………………65
В годы великой смуты………………………………..66
Творчество 20-х ……………………………………..66
Тема России…………………………………………..67
«Колесо времени»……………………………………..68
Куприн — мастер рассказа…………………………..68
«Юнкера»……………………………………………69
«Жанета»……………………………………………70
Л. Н. Андреев……………………………………….72
Надломленность юной души…………………………72
Раннее творчество…………………………………..73
Восхождение………………………………………..74
На перепутьях реализма и модернизма………………75
Л. Андреев и символизм………………………………77
Писатель-экспрессионист…………………………….77
Художественное своеобразие…………………………78
Последние годы……………………………………….79
И. С. Шмелев………………………………………..82
Личность писателя……………………………………82
Позиция ……………………………………………83
Трагедия отца……………………………………….83
«Солнце мертвых»……………………………………84
«Богомолье», «Лето Господне»……………………….85
Мастерство………………………………………..86
Язык произведений Шмелева…………………………89
Неравноценность творчества…………………………..89
Б. К. Зайцев……………………………………….91
Обретение религиозного сознания……………………92
Новое качество художника…………………………..93
«Преподобный Сергий Радонежский»………………..93
«Путешествие Глеба»………………………………….94
Беллетризованные биографии ……………………….95
Уроки Зайцева…………………………………………96
A.Т. Аверченко……………………………………..97
Первая русская революция…………………………..98
Журнал «Сатирикон»………………………………….98
Мастер юмористического рассказа……………………99
Аверченко и «новое» искусство……………………..99
Политическая сатира………………………………….100
«Дюжина ножей в спину революции»………………101
«Смех сквозь слезы»………………………………….102
Тэффи……………………………………………….103
Грустный смех…………………………………………104
Художественный мир Тэффи…………………………105
Героини Тэффи……………………………………….105
В изгнании…………………………………………….106
B.В. Набоков………………………………………..108
«Машенька»…………………………………………..111
Россия Набокова …………………………………….111
Набоков и классическая традиция ………………….113
«Алгебра великолепной техники»……………………113
«Одиночки» и «толпа»………………………………..114
Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века (Л. А. Смирнова)…..117
В.Я.Брюсов ………………………………………..118
Формирование поэта. Годы детства и юности……….118
Мотивы ранней лирики………………………………119
Урбанистическая тема творчества……………………121
Образ человека в поэзии 10-х гг……………………..123
К. Д. Бальмонт……………………………………124
Детство и юность…………………………………124
Идеи и образы творчества………………………….125
Причины и первые годы эмиграции………………….126
Образ России……………………………………..127
Мироощущение лирического героя……………………128
Ф. Сологуб………………………………………130
Детство и отрочество……………………………..130
Темы и образы поэзии ………………………………130
Проза поэта………………………………………131
A. Белый………………………………………….131
Детство и юность………………………………….131
Раннее творчество…………………………………132
Творческая зрелость ……………………………….133
И. Ф. Анненский…………………………………..135
Ранние годы………………………………………135
Творческие искания…………………………………135
Н. С. Гумилев…………………………………….137
Детство и юность…………………………………..137
Ранняя лирика…………………………………….138
«Жемчуга»: поиск страны грез……………………..140
Поэтические открытия сборника
«Огненный столп»……………………………………..141
И. Северянин………………………………………..143
Ранние годы жизни и творчества……………………143
Поэтическое своеобразие………………………………144
B.Ф. Ходасевич ……………………………………..146
Жизнь в России. Причина эмиграции………………146
Своеобразие ранней лирики…………………………..146
Горькие раздумья в сборнике
«Счастливый домик»………………………………….147
Книга «Путем Зерна»: духовные противоречия и свершения……..149
Исповедь поэта в книге «Тяжелая лира»…………….151
Трагическое восприятие мира в цикле «Европейская ночь»……..152
Г. В. Иванов…………………………………………..154
Жизнь в России. Раннее творчество ………………..154
Общественная и творческая деятельность в эмиграции………..156
Мотив гибели души в сборнике «Портрет без сходства»……….157
Образ родины («Портрет без сходства», «1943 — 1958. Стихи»)…158
Значение поэзии А. Блока для творчества Г. Иванова: мотив возрожденной любви…..159
Максим Горький (Л.А.Смирнова)……………………….164
Ранние годы…………………………………………..164
Ранние рассказы……………………………………….165
Горький о противоречиях народной души……………………166
Истоки романтической прозы…………………………….166
Гуманистическая позиция романтического героя…………….167
Смысл противопоставления Данко и Ларры………………….167
Образ духовной гармонии мира………………………….168
«Песня о Буревестнике» как выражение романтического идеала……169
«Фома Гордеев». Мечта и действительность в романе…………170
Фома Гордеев и его окружение. Особенности повествования……..170
«На дне» ……………………………………………..172
Чеховская традиция в драматургии Горького……….172
«На дне» как социально-философская драма……….172
Атмосфера духовного разобщения людей.
Роль полилога………………………………………..173
Своеобразие внутреннего развития пьесы…………….173
Значение IV акта……………………………………..174
Философский подтекст пьесы…………………………175
Горький и первая русская революция ………………….175
Роман «Мать». В поисках нравственной ценности революции…..176
Смысл духовного преображения человека…………..176
Нравственный конфликт в стане революции…………177
Горький в эмиграции…………………………………177
Раздумья о судьбах России …………………………178
Новые черты автобиографической прозы ……………….178
Отношение писателя к Октябрьской революции 1917 г………180
«Несвоевременные мысли»…………………………..180
Творчество периода второй эмиграции………………….181
«Дело Артамоновых» — обогащение романной формы………..182
«Жизнь Клима Самгина» — образное воплощение истории……182
А. А. Блок (А. М. Турков)………………………………….185
Начало пути…………………………………………..185
«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока…….186
Блок и символизм……………………………………..188
«Выхожу я в путь, открытый взорам…» (Блок в 1905—1908 гг.)…..189
«На поле Куликовом»………………………………..194
Поэма «Возмездие»……………………………………196
«Страшный мир»……………………………………..198
«…Моя тема, тема о России…»……………………..199
«Соловьиный сад»……………………………………..202
Накануне революции ………………………………..203
«Двенадцать»…………………………………………204
Последние годы. «Но не эти дни мы звали…» …. 208
с. А. Есенин (А. М.Марченко)…………………………….239
Есенин — русская художественная идея…………….239
Пробуждение творческих дум…………………………239
Начало сознательного творчества……………………..242
Открыватель «Голубой Руси»…………………………243
«Да здравствует революция!»…………………………249
«Жизнь образа огромна и разливчата».
Особенности метафоризма С. Есенина………………..251
Боль перестройки. «Кобыльи корабли».
«Москва кабацкая»……………………………………253
Уроки Америки. «Железный Миргород»…………….257
Попытка прорыва……………………………………..259
«Анна Онегина»……………………………………..261
«В этих строчках песня…». «Персидские
мотивы», «Отговорила роща золотая…»…………….266
В.В.Маяковский (А. А. Михайлов)……………………….279
Детство и отрочество ………………………………….279
Маяковский и футуризм …………………………….283
Драма любви, драма жизни …………………………287
Поэма «Облако в штанах»…………………………….289
Революция…………………………………………….290
«Окна сатиры» ……………………………………….292
По личным мотивам………………………………….293
Октябрь в поэзии Маяковского……………………….296
«Теперь поговорим о дряни»…………………………301
Точка пули в конце………………………………….304
Литературный процесс 20-х годов (В.А.Чалмаев) 310
Народ и революция в поэзии и прозе: этапы становления реализма нового типа.
Литературные группировки ………………………………310
Новый подход к оценке Октября и Гражданской войны…………310
Осмысление событий революции и судьбы России: «Пролетарские культурно-просветительные организации» (Пролеткульт), «Кузница»……313
А. М. Ремизов…………………………………………..318
Д. А. Фурманов………………………………………….320
А. С. Серафимович……………………………………….322
Литературные группировки 20-х годов………………326
ЛЕФ……………………………………………………326
«ПЕРЕВАЛ» …………………………………………..326
КОНСТРУКТИВИЗМ, или ЛЦК…………………………327
ОБЭРИУ………………………………………………..328
А. А. Фадеев ………………………………………………329
Роман «Разгром»……………………………………..332
«Смена вех»…………………………………………..335
И. Э. Бабель (Г. А Белая)………………………………….340
Начало………………………………………………….340
Раннее творчество……………………………………..340
«Конармия»…………………………………………..341
«Одесские рассказы»………………………………….348
Кризис………………………………………………..348
Е. И. Замятин (В. Г.Воздвиженский)……………………..352
Начало пути…………………………………………..352
В годы революции……………………………………353
Роман-антиутопия «Мы»………………………………355
Проза и пьесы 20-х гг………………………………..360
За рубежом…………………………………………….361
Б.Пильняк (И.О. Шайтанов)…………………………….364
Начало пути…………………………………………..364
Роман «Голый год» как страница биографии писателя………….365
«Машины и волки»: способ ориентации Б. Пильняка в стихии природы и истории…..367
Исторические метафоры Пильняка: «Повесть непогашенной луны»……..367
Борис Пильняк в 30-е гг.: романы «Красное дерево» и «Волга впадает в Каспийское море»….370
М. М. Зощенко А. Белая;………………………………..373
Ранние годы…………………………………………..373
Литературное окружение…………………………….374
Зощенко-сатирик……………………………………..375
Зощенковский герой………………………………….377
Стиль писателя……………………………………….378
Зощенко-моралист……………………………………..380
Темы сочинений для повторения курса литературы XX века…….383
Краткий словарь литературоведческих терминов…………….384