Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов)

Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов)

Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972. — 424с.
Исследование В.В. Давыдова содержит комплексный анализ мыслительных процессов обобщения, лежащих в основе образования понятий у школьников. Работа носит полемический характер. Автор стремится показать, что процесс образования понятий в том виде, как он сейчас осуществляется в практике обучения, не отвечает требованиям современного научного знания. С его точки зрения, новые способы построения учебных предметов должны формировать у школьников более высокий уровень мышления.
Книга адресована научным работникам — психологам и педагогам а также методистам и учителям, интересующимся вопросами совершенствования школьного обучения и умственного развития детей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………3
1 ЧАСТЬ
Глава I. Проблема обобщения в традиционной психологии и дидактике 10
1. Описание процесса обобщения и его продукта …. —
2. Особенности образования понятий у школьников …..27
3. Связь теории обобщения с построением школьных программ и с принципом наглядности……..35
Глава II. Гносеологическая сущность теории обобщения и образования понятий, принятой н традиционной психологии и дидактике 40
1. Традиционная формальная логика об обобщении и понятии —
2. Совпадение психологической и формально-логической трактовки обобщения и понятия……..49
3. Эмпирическая теория мышления как гносеологическая основа традиционной формальной логики и психологии ….. 51
4. О соотношении традиционной и современной формальной логики………….70
Глава III. Критический анализ эмпирической теории мышления … 79
1. Внутренняя ограниченность эмпирического истолкования обобщения и понятия……..—
2. Результаты использования эмпирической теории мышления в педагогической психологии и дидактике…..89
Глава IV. Эмпирический характер обобщения как один из источников трудностей усвоения учебного материала…..111
1. Основные трудности усвоения школьной грамматики …… —
2. Некоторые трудности оперирования математическим материалом ……….134
3. Особенности традиционного способа формирования понятия числа у детей…………149
4. Типичные трудности усвоения материала по истории и некоторым другим предметам………
2 ЧАСТЬ
Глава V. Абсолютизация рассудочно-эмпирического мышления в педагогической психологии и дидактике …….. 172
1. Отрыв школьного преподавания понятий от их происхождения . . ………..—
2. Принципы рассудочно-эмпирического мышления как основа традиционной системы обучения…….176
Глава VI. Критика эмпирической теории мышления в психологической науке…………..186
1. Проблема обобщения в трудах Л. С. Выготского . . . 187
2. Теория обобщения и понятия в работах С. Л. Рубинштейна 202
3. Жан Пиаже о роли действий в мышлении . … 224
3 ЧАСТЬ
Глава VII. Основные положения диалектико-материалистической теории мышления………….248
1. Практическая деятельность как основа человеческого мышления …………..249
2. Идеальное как образ предмета. Своеобразие человеческой чувственности ………… 255
3. Особенности эмпирического мышления…..264
4. Особенности теоретического мышления …. 267
5. О специфическом содержании теоретического мышления . 273
6. Моделирование как средство научного познания . . . 278
7. Чувственное и рациональное в познании…..282
8. Способ восхождения от абстрактного к конкретному ……. 296
9. Основные черты содержательного обобщения и теоретического понятия…………316
10. Диалектика как основа преодоления концептуализма, узко-кого сенсуализма и ассоцианизма……324
Глава VIII. О возможности реализации концепции теоретического обобщения при решении психолого-дидактических проблем . . 332
1. Связь диалектической логики и психологии . … —
2. Предпосылки новых способов построения учебных предметов 341
3. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении …………..364
4. Опыт построения курсов математики и грамматики на основе содержательного обобщения (материалы экспериментальных исследований)………373
Заключение . ………..395
Литература………….399

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 1 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.