Богданова Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ

Богданова Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ

Богданова Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ. 9—11 классы / Е.С. Богданова — М., 2017. — 320 с.
Научиться писать сочинение на основе прочитанного — это значит научиться правильно воспринимать, понимать и интерпретировать исходный авторский текст, определять своё отношение к нему и создавать встречное речевое произведение. В книге основное внимание уделено методике обучения написанию четырёх основных типов сочинения по прочитанному тексту: сочинению интерпретационного характера, основанному на анализе проблемы исходного текста (10— 11 классы); сочинению-рассуждению интерпретационного характера, основанному на анализе фрагмента исходного текста (9 класс); сочинению-рассуждению на основе предложенного концепта, т.е. концептоцентрическому эссе (9 класс); сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (9 класс). Издание содержит богатый практический материал.
Книга адресована учителям и методистам, студентам педагогических вузов, школьникам старших классов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. СОЧИНЕНИЕ, ЕГО РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА…………… 6
2. ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ……………. 16
3. СПЕЦИФИКА СОЧИНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА…………. 28
4. КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО……. 47
5. ОБУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОСПРИНИМАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ НА ОСНОВЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА…….54
5.1. Обучение восприятию исходного текста………………54
5.2. Обучение пониманию исходного текста ………………68
6. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА, ОСНОВАННОГО НА АНАЛИЗЕ ПРОБЛЕМЫ ИСХОДНОГО ТЕКСТА (10-11 КЛАССЫ)……….96
6.1. Усвоение учащимися базовых понятий………..99
6.2. Обучение пониманию проблематики прочитанного текста и формулированию проблемы……………. 107
6.3. Обучение комментированию проблемы прочитанного текста и цитированию……………. 117
6.4. Обучение определению позиции автора по выделенной проблеме и способам её формулирования………… 127
6.5. Обучение способам выражения согласия или несогласия с автором, определения и формулирования собственной позиции………… 134
6.6. Обучение аргументированию собственной позиции и способам приведения в сочинении-рассуждении аргументов на основе читательского и жизненного опыта……….. 140
6.7. Обучение композиционному оформлению сочинения интерпретационного характера……….. 160
7. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА, ОСНОВАННОМУ НА АНАЛИЗЕ ФРАГМЕНТА ИСХОДНОГО ТЕКСТА (9 КЛАСС)… 165
7.1. Усвоение учащимися базовых понятий………. 169
7.2. Обучение пониманию замысла автора и средств его реализации……….. 175
7.3. Обучение пониманию смысла выделенного фрагмента, его роли в реализации замысла автора и формулированию тезиса…………….. 189
7.4. Обучение отбору примеров-аргументов из исходного текста и способам включения их в сочинение………. 197
7.5. Обучение композиционному оформлению сочинения интерпретационного характера, основанного на анализе фрагмента исходного текста………205
8. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕННОГО КОНЦЕПТА (9 КЛАСС)……….210
8.1. Накопление опыта в осмыслении ключевых слов культуры и понятий этики………….218
8.2. Обучение ассоциативному развёртыванию слова-понятия и анализу ассоциативного поля концепта…. 220
8.3. Обучение формулированию тезиса………….226
8.4. Обучение отбору примеров-аргументов из исходного текста и способам включения их в сочинение………230
8.5. Обучение отбору и способам включения в текст примера-аргумента на основе анализа жизненного опыта………238
8.6. Обучение композиционному оформлению сочинения-рассуждения на основе анализа концепта (концептоцентрического эссе)………245
9. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (9 КЛАСС)………..252
9.1. Анализ образцов текстов-рассуждений на лингвистическую тему………258
9.2. Обучение опознаванию ключевых слов, в первую очередь лингвистических терминов, в структуре высказывания и их толкованию……….264
9.3. Обучение формулированию тезиса………..267
9.4. Обучение установлению логической связи между исходным высказыванием и авторским текстом……270
9.5. Обучение отбору примеров-аргументов из исходного текста и способам включения их в сочинение…….279
9.6. Обучение композиционному оформлению сочинения-рассуждения на лингвистическую тему…. 284
10. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА И ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В РАБОТАХ ШКОЛЬНИКОВ …….288
Библиография…………308

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − семнадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.