Мальцева Л.И., Нелин П.И., Смеречинская Н.М. Русский язык. 9 класс. ОГЭ-2018. Теоретический справочник. Сборник упражнений. Учебно-тренировочные варианты. Подготовка к написанию изложения и сочинения. — Ростов-на-Дону, 2018. — 96с.
Цель данного пособия — помочь учащимся в подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы.
Пособие состоит из четырёх разделов.
Первый раздел пособия — это Теоретический справочник, содержащий все сведения, необходимые для подготовки к экзамену по русскому языку за курс основной школы.
Формулировки правил, приведённых в теоретической части, аналогичны тем, которые даны в школьных учебниках. Все правила и определения проиллюстрированы примерами, взятыми из художественных произведений.
Сведения, представляющие собой дополнительные уточнения или справки, даются под рубрикой «Обратите внимание!»
Второй раздел включает Сборник упражнений и комментарии к заданиям, предлагаемым на экзамене. Каждое упражнение содержит 25 заданий, составленных в соответствии с выдвигаемыми требованиями подготовки к итоговой аттестации.
Третий раздел пособия содержит 28 учебно-тренировочных вариантов итоговой работы, составленных согласно Кодификатору Министерства образования РФ.
Приведённые в пособии учебно-тренировочные варианты дают возможность составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе заданий, форме и уровне сложности этих заданий.
Четвёртый раздел пособия включает материалы, которые помогут освоить основные методы написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения разных видов.
Содержание
Предисловие…………………..7
КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК……………..9
§ 1. Лексика и фразеология………………9
1.1. Лексическое значение слова………………9
1.2. Омонимы. Синонимы. Антонимы…………….10
1.3. Фразеологические обороты…………….11
1.4. Употребление стилистически ограниченной лексики…………….11
§ 2. Средства художественной выразительности текста………….12
2.1. Тропы…………..12
2.2. Фигуры речи………….14
2.3. Изобразительные средства лексики и их функции………….16
2.4. Изобразительные средства синтаксиса и их функции………..17
§ 3. Орфография………….18
3.1. Правописание корней………….18
3.1.1. Правописание безударных гласных в корне слова…………….18
3.1.2. Правописание корней с чередующимися гласными………….18
3.1.3. Правописание Е,Э в корне слова……………19
3.1.4. Правописание Ы—И после Ц в корне слова………….20
3.1.5. Правописание согласных в корне слова…………..20
3.1.6. Правописание О—Е после шипящих в корне слова…………..20
3.2. Правописание приставок………..21
3.2.1. Правописание согласных и гласных в приставках…………..21
3.2.2. Приставки на 3- и на С-……………21
3.2.3. Приставки ПРЕ-и ПРИ-………….22
3.2.4. Гласные Ы и И после приставок……………23
3.3. Правописание суффиксов……………23
3.3.1. Правописание суффиксов в именах существительных……………23
3.3.2. Правописание суффиксов прилагательных………….24
3.3.3. Правописание суффиксов глаголов………..25
3.3.4. Правописание суффиксов причастий…………26
3.3.5. Правописание суффиксов после шипящих……………..27
3.3.6. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи…………….27
3.4. Правописание окончаний…………….30
3.4.1. Правописание окончаний личных глаголов……………..30
3.4.2. Буквы О и Е после шипящих в окончаниях слов……………31
3.5. Употребление Ъ и Ь……………..31
3.5.1. Употребление и правописание Ъ…………….31
3.5.2. Употребление и правописание Ь…………….31
3.6. Слитное, дефисное и раздельное написание………..33
3.6.1. Правописание сложных существительных………….33
3.6.2. Правописание сложных прилагательных…………34
3.6.3. Правописание наречий………….35
3.6.4. Правописание частиц…………..37
3.6.5. Правописание частиц НЕ и НИ…………37
3.7. Правописание союзов………….39
3.8. Правописание предлогов…………..41
§ 4. Синтаксис……………42
4.1. Словосочетание. Связь слов в словосочетании…………..42
4.2. Предложение…………43
4.2.1. Главные члены предложения и способы их выражения………….43
4.2.2. Второстепенные члены предложения………….45
4.2.3. Грамматическая основа предложения……….46
4.3. Виды предложений……………47
4.3.1. Виды предложений по цели высказывания…………..47
4.3.2. Предложения распространённые и нераспространённые…………..47
4.3.3. Предложения полные и неполные………….47
4.3.4. Двусоставные и односоставные предложения…………..48
4.3.5. Простое осложнённое предложение………………49
4.3.6. Сложное предложение………………51
§ 5. Пунктуация…………..56
5.1. Функции знаков препинания…………….56
5.2. Тире между подлежащим и сказуемым…………….58
5.3. Пунктуация при однородных членах с союзами И, ДА (в значении И), ИЛИ, ЛИБО…59
5.4. Обособление определений и приложений…………..60
5.5. Обособление обстоятельств…………..60
5.6. Знаки препинания в сложном предложении с союзом И……………..61
5.7. Пунктуация в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью……..61
5.8. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении……………62
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ……………63
Лексика и фразеология……………63
Упражнение 1………….63
Упражнение 2……………..65
Упражнение 3……………..67
Средства художественной выразительности текста……………69
Упражнение 4…………..69
Упражнение 5…………..73
Орфография……………80
Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова……………..80
Упражнение 6 …………….80
Упражнение 7…………83
Упражнение 8…………….85
Правописание приставок…………..87
Упражнение 9…………..87
Упражнение 10…………..89
Слитное, дефисное, раздельное написание слов……………91
Упражнение 11………….91
Употребление и правописание частиц НЕ и НИ……………97
Упражнение 12…………….97
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)…………103
Упражнение 13……………103
Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи…………108
Упражнение 14………….108
Правописание личных окончаний глаголов…………..113
Упражнение 15……………..113
Синтаксис…………….119
Словосочетание ………….119
Упражнение 16……………119
Упражнение 17……………124
Грамматическая основа предложения……………129
Упражнение 18………………..129
Синтаксический анализ сложного предложения…………….132
Упражнение 19………………132
Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении……………..135
Упражнение 20…………135
Сложное предложение с разными видами связи между его частями………….141
Упражнение 21………….141
Простое осложнённое предложение……………148
Упражнение 22…………..148
Упражнение 23……………..154
Пунктуация……………….160
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Упражнение 24…………….160
Знаки препинания в сложноподчинённом и сложносочинённом предложениях
Упражнение 25…………….164
Упражнение 26……………167
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ…………..171
Вариант 1…………………..171
Вариант 2……………..177
Вариант 3………………182
Вариант 4……………..188
Вариант 5…………..193
Варианте……………..199
Вариант 7………….204
Варианте……………209
Вариант 9…………..215
Вариант 10……………220
Вариант 11……………225
Вариант 12…………..230
Вариант 13…………….235
Вариант 14…………….241
Вариант 15………….246
Вариант 16…………..252
Вариант 17………….257
Вариант 18…………..263
Вариант 19…………..267
Вариант 20…………..272
Вариант 21………..278
Вариант 22…………..283
Вариант 23…………..289
Вариант 24…………..294
Вариант 25…………..300
Вариант 26…………..305
Вариант 27…………..310
Вариант 28…………314
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ…………….320
ПРАКТИКУМ. Пишем вместе сжатое изложение………….320
ПАМЯТКА. Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему………….323
Подготовка к выполнению заданий 15.1,15.2,15.3………….326
Подготовка к выполнению задания 15.1 (Практические занятия 1—6)………….326
Подготовка к выполнению задания 15.2 (Практическое занятие 7)………….349
Подготовка к выполнению задания 15.3 (Практическое занятие 8)…………352
СЛОВАРЬ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ……………..356
ОТВЕТЫ………………..367
Ответы к упражнениям…………….367
Ответы к учебно-тренировочным вариантам……………374
Ответы к части 1……………374
Ответы к части 2……………381
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..384