Русский язык : учебное пособие для 10-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / Л. А. Мурина [и др.]. — Минск : Нац. ин-т образования, 2015. — 290 с.
1. 1. Прочитайте текст, сформулируйте его тему. Определите тип и стиль речи. Найдите в тексте: а) простые предложения; б) осложнённые простые предложения; в) сложные предложения. Назовите типы сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.
2. Спишите два абзаца текста (по указанию учителя), решая орфографические и пунктуационные задачи.
СОДЕРЖАНИЕ
Повторение изученного в 9-м классе …………………3
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
§ 1. Русский язык как развивающееся явление ……………………11
§ 2. Русский язык как один из государственных языков
Республики Беларусь …………20
§ 3. Русский язык в международном общении ……………..23
ГРАММАТИКА ТЕКСТА
§ 4. Функционирование языковых единиц в тексте ………….25
КУЛЬТУРА РЕЧИ
§ 5. Коммуникативные качества речи …………….30
СТИЛИСТИКА КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
§ 6, Функциональные стили, стилеобразующие средства языка ……..38
ЖАНРЫ РЕЧИ: ДИСКУССИЯ
§ 7. Диалогические жанры речи …………..43
СЛОВО КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА
ЗВУКОВАЯ СТОРОНА СЛОВА: ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ НОРМА. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОНЕТИКИ
§ 8. Гласные звуки …………………..53
§ 9. Согласные звуки …………..54
§ 10. Изменение качества согласных звуков ……………….56
§ 11. Ударение ………….59
§ 12. Современные произносительные нормы ……………61
СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА СЛОВА: ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
§ 13. Лексическое и грамматическое значение слова ……………..64
§ 14. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Типы переносного значения ……………..67
§ 15. Омонимы ……………71
§ 16. Синонимы …………..75
§ 17. Антонимы ………….80
§ 18. Фразеологические обороты …………….84
СОСТАВ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ
§ 19. Состав слова. Способы образования слов ………………90
§ 20. Словообразовательная норма ……………97
§ 21. Изобразительные средства словообразования и текстообразующие функции производных слов ………101
ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВА (ЧАСТИ РЕЧИ)
§ 22. Части речи ………………………103
Самостоятельные части речи
§ 23. Имя существительное ……………106
§ 24. Имя прилагательное …………….117
§ 25. Имя числительное………………122
§ 26. Местоимение ……………….128
§ 27. Глагол и его формы …………133
§ 28. Наречие ……………….141
Служебные части речи § 29. Предлог, союз, частица ……………144
Междометие
§ 30. Междометие как особая часть речи. Звукоподражания ………..151
§31. Обобщающие упражнения по морфологии …………..152
ЖАНРЫ РЕЧИ: ДОКЛАД
§ 32. Понятие научного доклада. Порядок изучения темы доклада. Композиция доклада ……………..155
§ 33. Язык доклада ……………………160
§ 34. Подготовка к произнесению доклада …………….164
ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ ПРАВОПИСАНИЯ. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ НОРМА
§ 35. Проверяемые написания ……………..172
§ 36. Фонетические написания …………….181
§ 37. Непроверяемые написания ……………185
§ 38. Правописание ъ и ь ……………..192
§ 39. Правописание приставок пре- и при- ………………..196
§ 40. Правописание имён существительных …………….202
§ 41. Правописание имён прилагательных …………..207
§ 42. Правописание глаголов ………….212
§ 43. Правописание причастий ……………215
§ 44. Правописание к и нн в разных частях речи …………………218
§ 45. Правописание суффиксов наречий …………..226
§ 46. Слитные, раздельные и дефиеные написания…………….227
§ 47. Правописание не со словами разных частей речи ………..252
§ 48. Правописание не и ни ………..259
Повторение изученного в 10-м классе …………….264
Приложение 1. Орфографический словарь …………….270
Приложение 2. Морфологические нормы ……………276
Приложение 3. Орфоэпические нормы ………..283
Список использованных источников …………….285