Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина. — Учитель, 2017. — 279 с.
В пособии представлено поурочное планирование по литературе. Система уроков разработана по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина для 5 класса (М.: Просвещение, 2016) на основе требований ФГОС основного общего образования. Предложены конспекты с различными видами деятельности обучающихся по формированию предметных умений, метапредметных и личностных УУД, совершенствованию речи, развитию коммуникативной компетенции. Предназначено учителям в помощь при подготовке и проведении уроков литературы; полезно студентам педагогических вузов. Рассчитано на творческое использование.
Содержание
Предисловие 3
Урок 1. Введение. Роль книги в жизни человека (I вариант) 4
Урок-игра 1. Введение в литературу (II вариант) 6
Урок 2. Славянские мифы (внеклассное чтение) 20
Урок 3. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре 24
Урок 4. Сказка как вид народной прозы. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» 28
Урок 5. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой 31
Урок 6. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Ивана-царевича 37
Урок 7. Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета сказки 41
Урок 8. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Образ главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа 43
Урок 9. Развитие речи. Составление волшебной сказки 47
Урок 10. Древнерусская литература. Летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей 51
Урок 11. Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение 54
Урок 12. Из литературы XIX века. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра в России 58
Урок 13. И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. Басни «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» 61
Урок 14. Развитие речи и понятия о басне. Басни И. А. Крылова (урок-конкурс) 66
Урок 15. В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка 70
Урок 16. В. А. Жуковский. Баллада «Кубок» 73
Урок 17. А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок 75
Урок 18. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил 80
Урок 19–20. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и народной сказок. Стихотворная и прозаическая речь 87
Урок 21. Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» 90
В. М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps» (резервный урок внеклассного чтения) 95
Урок 22. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения 101
Урок 23. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Суждения и оценки юных читателей 105
Урок 24. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. Реальность и фантастика в повести 109
Урок 25. Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа 113
Урок 26. Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова (отрывок из поэмы) 117
Урок 27. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» 120
Урок 28. И. С. Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня 126
Урок 29. И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя 131
Урок 30. И. С. Тургенев. «Муму». Единственный счастливый год в жизни Герасима 135
Урок 31. Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества 137
Приложение. Сочинение-отзыв о прочитанном произведении И. С. Тургенева «Муму» (материал для консультации) 141
Урок 32. А. А. Фет. В художественном мире поэта 143
Урок 33. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды 149
Урок 34. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев 153
Урок 35. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Тема дружбы в рассказе 156
Урок 36. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Под страхом смерти 160
Урок 37. А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Юмористичес-кий рассказ 163
Урок 38. О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора 167
Урок 39. Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик» (внеклассное чтение) 170
Урок 40. Русские поэты XIX века о Родине, родной приро-де и о себе. Анализ лирического произведения 172 Урок 41. И. А. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе 177
Урок 42. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести 179
Урок 43. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Новые знакомые Васи 182
Урок 44. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Тыбурций Драб – «замечательная личность» 184
Урок 45. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Изображение города и его обитателей в рассказе. Сравнение как способ изображения героев 186
Урок 46. А. И. Куприн. «Тапер», «Белый пудель» (внеклас-сное чтение) 188
Урок 47. С. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» 192
Урок 48. П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера 197
Урок 49. П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Проблемы тайны и мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе 202
Урок 50. К. Г. Паустовский. «Рождение сказки». «Теплый хлеб» – сказка о труде и взаимной выручке 205
К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Мысль автора об ответственности человека перед природой (резервный урок) 210
Урок 51. С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» 213
Урок 52. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке 217
Урок 53. А. П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя 220
Урок 54. С. Черный. «Кавказский пленник» 222
Урок 55. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу 225
Урок 56. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Образ главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения 227
Урок 57. П. Мериме. «Маттео Фальконе» (внеклассное чтение) 229
Урок 58. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война 233
Урок 59. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война 236
Урок 60. Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады 238
Урок 61. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека 241
Урок 62. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда 243
Урок 63. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». История вторая. Мальчик и девочка. История третья. Герда. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини 246
Урок 64. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Истории четвертая и пятая 248
Урок 65. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом 250
Урок 66. Сказки Х.-К. Андерсена (сочинение) 254
Урок 67. Джек Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа 256
Урок 68. Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном (внеклассное чтение) 259
Урок 69. Марк Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» 262
Урок 70. По страницам прочитанных произведений (творческий отчет) 265
Литература 273