Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. — М., 2014. — 320 с.
В поурочных разработках отражены требования ФГОС: активизация учебного процесса, достижение эффективных результатов образования (личностных, метапредметных, предметных), максимальное использование образовательных ресурсов. Даны различные варианты занятий — лекция, беседа, диспут и т. д., а также тематическое планирование уроков в 10 классе. Введена рубрика «Язык литературы».
В методическом пособии предлагается вариант тематического планирования уроков литературы в 10 классе. Здесь также содержатся методические рекомендации по изучению литературных произведений и конкретные советы по проведению уроков, позволяющие выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения к результатам образования учеников 10 класса:
♦ личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
♦ метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
♦ предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета «Русский язык и литература» умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социаль-но-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов ………………………………3
Структура и содержание предлагаемого пособия…………………………8
Методические рекомендации по проведению уроков литературы…………11
Урок 1. Обзорная тема. Введение. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века……………………….. —
Уроки 2 — 7. Повторение изученного. Из литературы первой половины XIX века. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов,
Н. В. Гоголь………………… 14
Уроки 8 — 9. Обзорная тема. Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Творчество Ф. Стендаля. Творчество О. Бальзака…………. 31
Уроки 10—18. И. С. Тургенев ………………….. 34
Уроки 19 — 20. Н. Г. Чернышевский ………………… 60
Уроки 21—27. И. А. Гончаров ………………….. 63
Уроки 28 — 33. А. Н. Островский ………………… 82
Уроки 34 — 35. Ф. И. Тютчев ………………………. 101
Урок 36. Обзорная тема. Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве …………………. 107
Уроки 37—48. Н. А. Некрасов ………………….. 111
Уроки 49 — 50. А. А. Фет …………………….. 139
Уроки 51 — 52. А. К. Толстой ……………………. 144
Уроки 53 — 55. М. Е. Салтыков-Щедрин ……………….. 153
Урок 56. Обзорная тема. Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Ч. Диккенс …………….. 163
Уроки 57—64. Ф. М. Достоевский ………………….. 165
Урок 65. Обзорная тема. Русская литературная критика второй половины XIX века ………………….. 182
Урок 66. Обзорная тема. Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70—80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе ………………….. 187
Уроки 67 — 82. Л. Н. Толстой …………………… 190
Уроки 83 — 85. Н. С. Лесков ………………….. 223
Уроки 86—87. Обзорная тема. Зарубежная драматургия конца XIX — начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу ………… 232
Уроки 88-97. А. П. Чехов……………………… 235
Урок 98. Обзорная тема. Нравственные уроки русской литературы XIX века……………………. 251
Приложение 1. Примерное тематическое планирование уроков литературы в 10 классе…………………. 254
Приложение 2. Перечень электронных ресурсов …………. 285