Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотип. — М., 2003. — 288 с.
В основе учебника — «деятельностная» теория учения, изложение ее сопровождается различными практическими ситуациями. Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается учение как один из видов деятельности: выявляются его мотивы, зависимость усвоения от интеллектуального развития ребенка: обозначены пути формирования логических приемов мышления.
Учебник можно рекомендовать также студентам педвузов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……………………………3
Глава I. Основные теории учения………………..4
Глава 2. Предмет, методы и задачи педагогической психологии…………….. 17
1. Предмет педагогической психологии………………17
2. Методы педагогической психологии…………….18
3. Задачи педагогической психологии……………24
4. Основная система понятий, используемых в педагогической психологии…………24
Глава 3. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников……………27
1. Физические возможности шестилеток………………28
2. Психическая готовность к школе……………..29
3. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте…..38
4. Индивидуальные особенности младших школьников…………….41
Глава 4. Общий анализ учебной деятельности…………..44
1. Виды сотрудничества в учебной деятельности…………..44
2. Анализ деятельности учения…………..46
Глава 5. Действия, входящие в деятельность учения……………56
1. Начальные логические приемы мышления…………..56
2. Психологические умения……………..78
3. Специфические приемы познавательной деятельности……………81
4. Взаимосвязь общих и специфических знаний и умений……………88
5. Умение учиться……………..90
Глава 6. Закономерности процесса усвоения……………94
1. Природа процесса усвоения……………94
2. Структурный и функциональный анализ действий……………..95
3. Свойства действия…………….99
4. Этапы процесса усвоения…………… 120
5. Типы ориентировочной основы действий…………….. 128
Глава 7. Контроль и его функции в учебном процессе……………. 136
1. Предварительный контроль…………….. 136
2. Текущий контроль……………….. 138
3. Итоговый контроль……………….. 150
Глава 8. Пути формирования учебной мотивации………………… 165
1. Фронтальная работа………………….. 166
2. Индивидуальные формы работы………. 170
Глава 9. Формирование начальных логических знаний и действий………….. 175
Глава 10. Формирование научных понятий……………… 187
1. Виды понятий………………….. 188
2. Сущность понятий………………… 190
3. Пути усвоения начальных научных понятий……………….. 191
4. Виды действий, используемых при формировании понятии………….193
5. Роль определения понятия в процессе его усвоения………………..194
6. Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий ……….196
7. Требования к содержанию и форме заданий…………..199
8. Качество сформированных понятии при управлении процессом их усвоения…………205
9. Возрастные особенности усвоения понятий……………214
Глава 11. Формирование специфических приемов познавательной деятельности……………219
1. Обучение чтению………………….221
2. Обучение письменной речи……………225
3. Приемы работы при изучении системы счисления………………229
4. Прием решения арифметических задач «на процессы»……………234
Глава 12. Формирование действий, входящих в умение учиться……………….241
1. Формирование действий, входящих в прием моделирования…………241
2. Формирование умения быть внимательным………………….243
Глава 13. Психология воспитания………………..251
1. Общее понятие о личности……………….253
2. Формирование личности в младшем школьном возрасте……………..255
3. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм………………259
4. Формирование внутренней ответственности……………..261
5. Подготовка к следующему возрастному этапу……………263
Глава 14. Обучение и развитие……………266
Глава 15. Проектирование циклов обучения и диагностика познавательной деятельности………….275
1. Основы проектирования циклов обучения…………………275
2. Диагностика познавательной деятельности…………………283