Артемов В. А. Детская экспериментальная психология: школьный возраст. Учебное пособие для вузов. — М., 1929. — 256 с.
Выпуская в свет эту работу, авторы руководствовались следующими соображениями.
Во-первых, стремлением подвести некоторый итог достижениям детской экспериментальной психологии, поскольку они могут служить основанием для педагогики. Нам кажется, что советская педагогика при всех ее положительных качествах, предоставляющих ей первое место в системе идей воспитания, обладает одним существенным недостатком: она не имеет тесной связи с психологией. Однако, как указывает гл. 1 этой книги, структура советской трудовой школы, имеющей комплексный метод преподавания и опирающейся на коллективизм, аналогична структуре современной психологии, строящейся на оснований диалектического материализма. Эта психология динамична, целостна (комплексна) и социальна. Приблизительно такое же соотношение наблюдается на Западе между новейшей целостной психологией и трудовою школою (Arbeitsschule).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие…………………. 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ГЛАВА II. РЕЦЕПТОРЫ (ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ) В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
I. Постановка вопроса……………………. 12
II. Методы исследования…………………… 14
A. Психофизические методы 14.—1) Абсолютный порог 14.—2) Разностный порог 14,
B. Психологические методы rg.—1) Метод дрессуры 35.— 2) Метод оптических обманов 16.—3) Метод абстрагирования
формы и цвета 16.—4) Метод срисовывания 16.
III. Результаты и история вопроса ………….. 17
i) Целостный характер детских восприятии 17.—2) Восприятие формы 19.—3) Оптические обманы 22.—4) Абстрагирование формы 22—5) Метод срисовывания фигур 26.
IV. Теория вопроса…………………….. 29
1) Общие замечания 29.—2) Предварительный период в целостных образованиях 30.—3) Динамический характер’Gestalt—образований 30 —4) Диалектический характер Gestalt 31.—5) Взаимоотношение целого и частей. Понятие доминанты. I migkeit и Ргаgnanz 31.—б) Психофизическая целостность Komplexqualitat и Gestalt 32.
V. Рекомендуемые опыты…………,………. 32
ГЛАВА III. БЕЗУСЛОВНЫЕ И УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
I. Постановка вопроса …………………. 33
II. Методы исследования…………………. 39
I. Общие замечавия 39.—2. Рефлексологический экран д-ра Г. Н. Сорохтина и работа с ним З9,
III. Результаты опытов и история вопроса …………… 43
I. Типы скоростей в образовании сочетательных рефлексов у детей школьного возраста 43.—2. Воспитание сочетательного рефлекса у детского коллектива 48.—3. Сосредоточение, как доминанта в процессах выработки сочетательного рефлекса 49.—4. Следовые или «неугасимые» сочетательные рефлексы 51.
IV. Теория рефлексологического эксперимента школы Бехтерева … 52
V. Рекомендуемые опыты………………….. 54
ГЛАВА IV. РЕАКЦИЯ, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
I. Постановка вопроса………………..56
II. Методы изучения реакций…………………. 58
A. Изучение времени реакций…………. 58
1) Хронографический метод 58. 2) Хронометрический метод 61.
B. Изучение интенсивности реакции. Методика К. И. Корнилова………………… 63
C. Изучение формы реакций………….. 65
D. Различные виды реакций. ……….67
III. Результаты экспериментальных работ………….. 68
A. Опыты К. Н. Корниловa: 1) Принцип однополюсной траты энергии 68.—2) Принцип взрывности 68.—3) Обоснование педагогики 69.
B. Опыты зарубежных, авторов: i) Детерминирующая тенденция Нарциса — 70. 2) Применение опытов и теории к педагогике (работа Сарейко) 72.—3) Время реакции и интеллигентность у Детей 72. Опыты Ян Кетл 72.—Опыты Холлинг ворта и Монахема 72,—Хайсмита 73—4) Естественно-экспериментальное исследование воли у дегей. Опыты Блюм 73.—5) Влияние: мотивов на поведение. Работа Иоганны Мюллер 74.—б) Реакции детей на обиду и несправедливость. Опыты Ф. Баумгартен 74.
IV. Рекомендуемые опыты……………….. 75
ГЛАВА V. ЗАВИСИМОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ОТ ДЕТЕРМИНИРУЮЩЕЙ УСТАНОВКИ
I. Постановка вопроса………………………….. 7^
II. Методы и аппараты для исследования внимания………78
A. Непосредственные методы………… 78
i) Длительное наблюдение 78.—2) Моментальное восприятие—а) моментальное освещение и Ь) тахистоскопическое экспонирование 78
B. Опосредствованные методы……….81
1) Соматоскопические 81—а) фотографический и кинематографический метод. Прием Санкте-де-Санктиса и Зоммера 82—Ь) графический метод Зомм -ра 82—2) Психологические 83—а) зачеркивание—тест Бурдоиа 83—Ь) сосчитывание точек—Бин; Винтелер 86—с) одновременное сложение по Бинэ 86—d) одновременное исполнение различных деятельное гей. Полан, Бинэ и Анри, Шарп, Рыбаков, Уиппл, МаК’Дауголл 86
Г. Результаты экспериментальных работ…………
A. Субъекивные условия внимания……… 89
1) Объем внимания. Опыты Гамильтона, Джевонса, Кеттеля, Уиппла, Цеитлера, Эрдмана и Доджа, Лобзина и друг З9 ^Интенсивность внимания. Лобзин 93.—3) Колебания внимания. Эксперименты Скуйтена, Лобзина 95.—4) Отвлекаемость внимания. Тест Крепелина. Редакция Клапареда. Опыты Лобзина 96.—5) Типичные различия в формах внимания. Лобзин 97.—Субъективный и объективный тип внимания. Месмер 99—6) Зависимость внимания от утомления и привычки 99 —7) {Влияние чувств и интереса на деятельность внимания 99.
B. Объективные условия внимания………101
1) Выразительность и яркость воспринимаемого материала. Опыты Катц, Гале, Вернера 101.—2) Так называемые коллективные восприятия и формообразования (Gestalt) 102.—Теория Gestalt-психологии и G. Е. Muller 103.
IV. Теория вопроса…………………….106
Моторная теория Рибо. Чувственная теория Штумпфа, Ригнано. Активная теория Мюнстерберга. Психические теории внимания. Волевые теории. Эббинггау з, Джемс, Мах, Геффдинг. Апперцептивно-волюнтаристическая теория Вундта и апперцептивная—Гербарта 107. Критические замечания 108. Релятивная теория внимания 109.
V. Рекомендуемые опыты………………. 110
ГЛАВА VI. ЗАПОМИНАНИЕ И РЕПРОДУКЦИЯ
I. Постановка вопроса…………………….113
II. Методы исследования…………………..116
1. Методы изучения памяти…………….117
A. Первичные методы, х)-Метод выучивания: а) непосредственного выучивания, Ь) сбережения 117.—2) Метод удачных ответов 117.
B. Вторичные методы, 1) Метод удержанных членов ряда и8.—2) Метод возможного напряжения памяти 118—3) Метод помощи 118.—4) Метод реконструкции (размещения) 119.—5) Метод узнавания 119.—6) Метод идентичных рядов 119.—7) Метод описания или рассказа (Aussagemetliode) 119.
2. Материаг для опытов с запоминанием и репродукцией ……………………….120
A. Бессмысленный материал, 1) Бессмысленные слоги 120.—2) Буквы 121—з) Цифры: а) однозначные, Ь) двузначные 122 —4) Геометрические рисунки 123.—5) Разнообразные зрительные материалы 123.
B. Осмысленный материал, 1) Слова 124.—2) Предложения 125-—3) Реальные предметы 125.— 4) Изображения предметов 125.— 5) Звуки 125.—6) Действия 125.
3. Аппараты и приспособления для исследования процессов запоминания и репродукции……126
4. Способы предложения материала……….129
A. В отношении времени 129.
B. В отношении затрагиваемых рецепторов: 1a) Зрительно-слухо-моторный способ при громком чтении 130. —ih)
Зрительно-слухо-моторный при беззвучной артикуляции 130.—2) Зрительно-моторный 130.—3) Зрительно-слуховой 130.—4) Зрительный 130.—5) Слухо моторный 131.—б) Слуховой 131.
III. Результаты экспериментальных исследований………..131
1. Зависимость запечатления и репродукции от объективных условий………………….131
A. Условия времени, 1) Непосредственное запоминание. Опыты Бинэ и Анри, Бурдона, Фрёбеса, Эберта и Меймана, Ро-досавлевича 132.—2) Длительное запоминание. Опыты Эббинг-гауза, Польмана, Джоста. Закон возраста ассоциаций Джоста 133.
B. Зависимость заучивания от материала и формальных признаков. I) Соответствие логической структуры материала развитию испытуемого. Механическое и логическое заучивание. Исследованвя Эббинггауза, Бинэ и Анри, Рыбникова 136.—2) Зависимость от качества материала. Опыты Кирк-патрика, Мюнстерберга и Бигама, Польмана 139. — 3) Зависимость от формальных признаков материала и его предложения. Калкинс, Мейер 141.—4) Значение принадлежности к одному целому. Опыты Бинэ и Анри, Ипсена 141.-5) Ритм и темп заучивания. Опыты Мюллера и Шумана. Ритмические комплексы Г. Е. Мюллера 142.—б) Локализация. Опыты Ефрусси. Двигательные локализации Мюллера и Шумана 142.—7) Влияние на заучивание количества материала. Эббинггауз, Мейман, Вебер и Кнорс 143.— 8) Влияние времени на сохранение в памяти и забывание. Опыты Эббинпауза, Родосавлевича. 2-й закон Джоста 144.—9) Зависимость запоминания действий от их оконченности или неоконченности. Исследование Б. В. Цейгарник 147.
2. Зависимость выучивания и репродукции от с у б ъ-ективных условий……………………147
i) Половые различия. Польман, Верте, Уоткинс, Гейманс, В. Штерн, Лобзин. 147.—2) Влияние возраста. Опыты Родосавлевича, Вессели, Меймана 149.—3) Влияния настроения и чувств. Опыты Вейгандта о влиянии голода. О влиянии настроения—Мюллер, Шуман, Наги. Опыты Нечаева-о влиянии эмоций. Исследование Петерса и Немечека о забывании неприятного 151.—4) Запоминание и субъективные оптические образы (эйдетизм). Работы Иенша и руководимого им Марбургского Психологического Института 153.—Критика эйдетизма со стороны Кизова, Керси 157.
IV. Теории памяти………………………157
A. Физиологические теории…………..157
1) Энграмм-теория Семона 158.—2) Теория Линдворского 159.
B. Психофизиологические и психологические теории………………….159
1) Теория отшлифовки Цигена 159.—2) Резидиум-теория Бехера 159.—з) Теория формообразований (Gestalttheorie), как она применена к вопросам памяти Коффкой хбо.
V. Рекомендуемые опыты………….. . ……161
ГЛАВА VII. ДЛИТЕЛЬНАЯ РАБОТА И УТОМЛЕНИЕ
I. Постановка вопроса…………………….162
II. Методы исследования…………………164
А. Собственно-психологические методы, i) Метод диктантов. Сикорский, Фридрих 164.2) Метод сложения однознач-
ных чисел Бургерштейна 164.—з) Метод списывания букв Скуй-тена 165.—4) Метод комбинирования Эббинггауза 165.—5) Метод зачеркивания букв Бурдона 166.—6) Метод сосчитывания точек Бинэ 167.
В. Функциональные методы, т) Эстезиометрический метод Э. Г. Вебера 168.—Исследования Грисбаха, Блазека, Бинэ, Вапно 169—Критика Меймана, Крепелнна, Клапареда 171—2) Ал-гезиметрический метод 172. Исследования Ванно, Свифта, Ва-скида, Бинэ 173.-3) Дин неметрические методы, а) эргогра-фическай 174- -Ь) динамометрический 175—с) метод постукивания 176.
III. Результаты экспериментальных работ……………176
I) Сила сжатия руки. Работа Смедлея 176.-2) Исследование длительной физической работы. Опыты с динамометром Бинэ и Ва-скида, Больтона и Элеоноры Миллер 178,—Озерецковского и Кре-пелина, Бннэ и Анрп, Франца 179.- 3) Зависимость физического труда от умственного и обратно 180.—Опыты Клавьера, Ларгье, Больтона 180—Эргографические указатели Кемзиса 181—Исследование Бинэ и Анри 181.—4) Показатель двигательной способности и правосторонности 182.-Опыты, произведенные при помощи метода постукивания. Бинэ и Вас* д, Жильбер 183.—Зависимость постукивания от возраста, Смедлей, Уиппл, Уельс
184. Суточный ритм в быстроте постукивания. Джесслер, Марш
185. Зависимость от умственных способностей и социального положения. Больтон, Киркпатрик и друг. 185.
IV. Теория длительной умственной и физической работы и связанного с ними утомления………………….185
1) Взаимоотношения между объективным утомлением и субъективным чувством усталости 186—2) Физиологическая сторона длительной работы и утомления Т87.—3) Психологическая характеристика длительной работы и утомления 189—а) типологические различия 189—Ь) ритм и темп работы 192—с) проблема упражнения и утомления I95~d) кривая работы 197—е) влияние эм дай и интереса на работу 197- -f) гипотеза Клапареда о резервуаре энергии 198.
V. Рекомендуемые приемы экспериментального исследования…..200
ГЛАВА VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
I. Постановка вопроса…………………….205
II. Методы исследования……………………2°7
А. Объективные методы, i) Метод поисков (Suchmethode) Аха 207.—2) Метод отыскивания причин и следствий Декроли 207—3) Метод лабиринтов Портеуса 207.—4) Метод языка Алисы Декёдр 208.—5) Метод установления аналогий 209.—6) Метод установления обобщений, выводов и абстракций Артемова 209.—7) Метод исследования сообразительности в условиях социально-экономических отношений Артемова 210—8) Метод определении 2Ю.—9) Метод каузального мышления по Г. Мюллеру 211.—то) Метод лото Декёдр 211.—хх) Естественный эксперимент по Артемову 2X2.—12) Метод практических действий Мейера и Пфалера 2X2.
В. Субъективный метод самонаблюдения, применявшийся Пиаже в его работе по клиническому методу 213.
HI. Результаты экспериментальных работ……………213
i) Кривая развития мышления у детей 2×3.—Опыты Шюсслера, Риттергауза, Эрисмана, Крафта и Пиаже, Вейгля 214.—2) Обшая характеристика процессов мышления у детей на основании экспериментальных данных 215. —Исследования Пиаже, Карлы Распе, Пюшмана, Вечерки, Беннета и Джонса, Луизы Габрихт, Кирека, Зельца, Рёзгена, Вузелла 2×6.-3) Мышление и речь детей 220.— Работы Пиаже 220.—Декёдр 222
IV. Теория вопроса………………………223
V. Рекомендуемые методы………………….225
ГЛАВА IX. ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА
I. Постанонка вопроса…………………….226
II. Методы исследования……………………….228
1) Метод чернильных пятен 228.-2) Метод дополнения Эббинггауза 229.—з) Метод лингвистической изобретательности Шарп 230—а) развитие предложений 230—Ь) разнитие темы 230—с) Drei-wortmehode (В. Штерн) 230—d) составление слов 231.—4) Метод составления геометрических фигур 231—5) Метод пунктирных изображений 231.—6) Метод естественного эксперимента 231.—7) Метод тнорческих занятий 232.—8) Метод анализа продуктов детского тнорчества 233.
III. Результаты экспериментальных работ и исследований…….233
Исследование Лобзина детской фантазии 233—Изобретательность у детей,—Клапаред 235.—Опыты по методу пятен Киркпатрика, Дирборна, Шарп 236.—Опыты Эббинггауза 237.—Лингвистическая изобретательность. Опыты Шарп, Уиппл, Термен 238.— Типы детей в отношении рисования по Люке 238.—Аналитический и синтетический типы творческого изображения по Михайло Ростогару 239′.
IV. Теория детского творчестна и игры…………….240
Теория Бюлера 240.—Теория детского рисунка 242
V. Рекомендуемые опыты……………………244
Предметный указатель…………………….245
Указатель авторов………………………248
Возрастная психология / Педагогика, психология, социальная работа / Практическая психология / Психология