Гетманова А.Д. Учебник по логике

Гетманова А.Д. Учебник по логике

Гетманова А.Д. Учебник по логике. 2-е изд. — М., 1995. — 303 с.
Второе издание книги, ориентированной на программу преподавания логики в вузах, подготовлено с исправлениями и дополнениями. Книга также может быть использована в качестве учебного пособия с школах, гимназиях, лицеях и колледжах. Для развития творческого мышления учащихся по центральным темам курса приведены задачи и упражнения. В книгу включена новая глава, раскрывающая этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики.
Оглавление
Введение……………………………3
Глава I. Предмет а значение логики………………….7
§ 1. Мышление как предмет изучения логики …………………………..8
§ 2. Понятие о логической форме и логическом законе. Основные этапы
развития логики и ее значение в познании…………………………….14
§ 3. Логика и язык…………………………………..18
Глава II. Понятие…………………………………..27
§ 1. Понятие как форма мышления……………………………….27
§ 2. Содержание и объем понятия…………………………..29
§ 3. Виды понятий…………………………………….30
§ 4. Отношения между понятиями…………………..32
§ 5. Определение понятий……………………………….36
§ 6. Деление понятий. Классификация…………………………………46
§ 7. Ограничение и обобщение понятий……………………………….52
§ 8. Операции с классами (объемами понятий)………………………….54
Глава III. Суждение…………………………….65
§ 1. Общая характеристика суждения……………………65
§ 2. Простое суждение…………………………………..67
§ 3. Сложное суждение и его виды……………………………………..72
§ 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке…………………….77
§ 5. Отношения между суждениями по значениям истинности…………….80
§ 6. Деление суждений по модальности……………………………….83
Глава IV. Основные законы (принципы) правильного мышления…………..88
§ 1. Понятие о логическом законе…………………………..88
§ 2. Законы логики и их материалистическое понимание ………………90
§ 3. Использование формально-логических законов в обучении…………..101
Глава V. Умозаключение…………………………………110
§ 1. Общее понятие об умозаключении…………………………..110
§ 2. Дедуктивные умозаключения…………………………113
§ 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования………115
§ 4. Простой категорический силлогизм ………………………….119
§ 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)………………….123
§ 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема)…………..124
§ 7. Условные умозаключения…………………………130
§ 8. Разделительные умозаключения…………………………135
§ 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения…………….138
§ 10. Непрямые (косвенные) выводы………………………..148
§ 11. Индуктивные умозаключения и их виды………………………..150
§ 12. Виды неполной индукции………………………..151
§ 13. Индуктивные методы установления причинных связей………………156
§ 14. Дедукция и индукция в учебном процессе………………………..159
§ 15. Умозаключение по аналогии и его виды. Использование аналогий в процессе обучения…………………..164
Глава VI. Логические основы теории аргументации…………………….179
§ 1. Понятие доказательства…………………………………………179
§ 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство……………….183
§ 3. Понятие опровержения……………………………………..185
§ 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении…………………………187
§ 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах……………………..192
§ 6. Доказательство и дискуссия………………………….194
Глава VII. Гипотеза……………………….202
§ 1. Гипотеза как форма развития знаний…………………..202
§ 2. Построение гипотезы и этапы ее развития …………………..205
§ 3. Способы подтверждения гипотез………………………207
§ 4. Опровержение гипотез……………………………….209
§ 5. Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе ………..210
Глава VIII. Роль логика в процессе обучения……………………213
§ 1. Логическая структура вопроса ……………………….213
§ 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли логики в процессе обучения в начальной школе…………………………………221
§ 3. Развитие логического мышления младших школьников………………224
§ 4. Развитие логического мышления учащихся в средних и старших классах на уроках литературы, математики, истории и других предметов………..227
Глава IX. Этапы развитая логики как науки и основные направления современной символической логики……….232
§ 1. Краткие сведения из истории классической и неклассической логик …………232
§ 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики ………….256
§ 3. Многозначные логики ………………………….259
§ 4. Интуиционистская логика…………………………..269
§ 5. Конструктивные логики………………………….272
§ 6. Модальные логики……………………………275
§ 7. Положительные логики……………………..279
§ 8. Паранепротиворечивая логика…………………..281
Заключение ………………………..285
Литература ………………………….287
Список символов ……………………..288
Предметно-именной указатель……………………291
Примечания …………………………295

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − один =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.