Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2000. — 232 с.
В пособии глубоко и всесторонне освещаются проблемы детской одаренности. Рассматриваются вопросы диагностики одаренных детей, содержания их образования и организации учебной деятельности. Характеризуются методы, технологии развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………3
Раздел 1. Концепция одаренности………………..5
Глава 1. История изучения одаренности………………5
Эволюция учений об одаренности в истории философии……………..5
Теория «чистой доски»………….. 11
Учения о гении в немецкой классической философии…………….. 14
Первые экспериментальные исследования……………15
Интеллектуальная одаренность………….. 18
Функциональный подход к проблеме одаренности………….22
Общая одаренность……………22
Общая и специальная одаренность………..24
Глава 2. Основные современные концепции одаренности………….26
«Структура интеллекта» Дж. Гилфорда…………..26
Интеллект и креативность……………28
«Физический интеллект»……………31
Наиболее популярные модели одаренности…………..32
«Рабочая концепция одаренности»……………….35
Раздел 2. Генотип, среда и действие механизмов развития……………..38
Глава 1. Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности………….38
О действии генотипических и средовых факторов……………..40
Что может повлиять на генотип………….43
Физические факторы……………44
Действие химических факторов и «биологический потолок» мозга……………48
Глава 2. Проблема прогнозирования развития…………..53
Дети выдающихся людей……………55
Средовое влияние и прогнозирование развития потенциала личности………….57
Глава 3. Основные теории развития личности……………. 60
«Основной биогенетический закон»………….61
«Революционная теория»……………62
«Функциональный подход»……………. 62
«Эволюционная теория»…………….63
«Вероятностная теория»……………..64
Раздел 3. Особенности развития одаренных детей……………66
Глава 1. Кого считают одаренным…………….66
Формы проявления одаренности……………..67
Одаренность ранняя и поздняя……………..68
Гетерохрония развития…………….69
Диссинхрония развития………………71
Глава 2. Общее и частное в развитии……………….73
Особенности развития познавательной сферы…………….74
Особенности психосоциального развития……………….86
Раздел 4. Идентификация одаренных как педагогическая проблема…………..94
Глава 1. Диагностика детской одаренности…………..94
Диагностика одаренности как многоуровневая система……………..94
Основные варианты организации диагностического обследования……………95
Глава 2. Модель идентификации одаренных………..99
Раздел 5. Содержание школьного образования и проблема развития детской одаренности……………..107
Глава 1. Содержание образования и умственное развитие ребенка в истории педагогики и школы………….107
«Материализм» и «формализм»……………..107
Содержание образования и ребенок…………..113
Глава 2. Современные концептуальные модели содержания школьного образования…………..117
Основное и дополнительное образование………………122
Глава 3. Основные направления разработки содержания образования одаренных детей…………….123
«Образовательный предел»…………….124
Стратегии, опирающиеся на изменение количественных параметров содержания образования…………..126
Проблема разработки содержания образования одаренных детей за рубежом…………..129
Стратегии обучения одаренных детей, опирающиеся на качественные изменения в содержании образования………….131
Обогащение содержания образования как проблема современной дидактики………………..141
Глава 4. Модель обогащения содержания образования……………………143
Первый уровень — «горизонтальное обогащение»………………143
Второй уровень — «вертикальное обогащение»…………….150
Раздел 6. Организационно-педагогические основы обучения одаренных детей…………..157
Глава I. Детская одаренность и формы организации учебной деятельности………….157
Классно-урочная форма организации обучения и развитие детской одаренности…………………….159
Коллективная форма организации учебной деятельности в работе с одаренными детьми……………161
Класс-лаборатория………………………..163
Индивидуальный способ организации обучения……………………169
Глава 2 Формы организации учебной деятельности в сфере дополнительного образования…………170
Экспресс-исследования…………….172
Учебные турниры……………..172
Раздел 7. Методы, методики, технологии……………….175
Глава 1. Специальные курсы «горизонтального обогащения»……………175
Особенности составления программ…………….175
Структурирование материала………………..176
«Обучение мышлению»: структура и содержание программы…..177
«Социальная компетенция»: структура и содержание программы……………..180
Методический аспект…………….188
Глава 2. Учебное исследование в детском саду…………………193
Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками……………..194
Глава 3. Учебное исследование в начальной школе………………….197
Общая характеристика методики……………….204
Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования…….204
Поиск вариантов решения и сбор материала……………….204
Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов……………207
Приложения……………….209
Приложение 1. Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей…….215
Приложение 2. Методики для родителей……………..223
Другие разделы педагогики / Педагогика / Педагогика, психология, социальная работа / Специальная (коррекционная) педагогика