Петровский А.В., Ярошевскнй М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — 2-е изд., стереотип. — М., 2001. — 512 с.
Настоящий учебник является продолжением цикла учебников доя вузов, вышедших под редакцией А.В.Петровского, — «Общая психология» (1970, 1976, 1977, 1986) и «Введение в психологию» (1995, 1996, 1997), удостоенных в 1997 г. премии Правительства Российской Федерации в области образования.
В книге раскрываются предмет, методы, исторический путь развития, а также категории психологии, психические процессы и индивидуально-психологические особенности личности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Введение в психологию…………..3
Глава 1. Предмет и методы психологии…………………3
Предмет психологии………………..3
Методы психологии…………..16
Глава 2. Психология в недрах философии и естествознания…….23
Античная психология………………23
Психологическая мысль в эпоху эллинизма………………..33
Психологическая мысль в средние века…………………43
Психологическая мысль в новое время (XVII век)……………….52
Психологическая мысль в эпоху Просвещения……………..63
Глава 3. Развитие психологии как самостоятельной науки………72
Зарождение психологии как науки…………….72
Естественнонаучные основы психологии………………78
Программы построения психологии как самостоятельной науки……………….85
Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии…………103
Основные психологические школы………………109
Эволюция школ и направлений……………….118
Глава 4. Русская психологическая мысль второй половины XIX — начала XX века………………130
Социокультурные корни……………………….130
Университетские профессора психологии………………….142
Развитие экспериментальной психологии в России…………….148
Б. С. Соловьев и формирование лидеров новой психологии…….158
Учение о поведении………………. 162
Глава 5. Психология в России в советский и постсоветский периоды (политическая история психологии)…………178
«Особый путь» советской психологии………………..180
Российская психология в новых условиях: деидеологизация науки………….199
Часть II. Категории психологии…………………206
Глава 6. Активность………………206
Внутренняя организация активности человека………………….206
Внешняя организация активности……………….214
Волевые действия……………..223
Понятие о внимании……………….227
Глава 7. Общение. Коммуникация, взаимопонимание и взаимодействие в общении людей…………….233
Понятие об общении…………………..233
Общение как обмен информацией………………….236
Общение как межличностное взаимодействие………………..245
Общение как понимание людьми друг друга……………….250
Межличностные отношения в группе………………262
Группы и их классификация…………………262
Высшая форма развития группы………………….263
Группы разного уровня развития………………… 274
Интеграция в группах разного уровня развития…………………284
Общение в семье и школе……………………290
Ученические группы……………………. 290
Структура взаимоотношений в современной семье……………304
Глава 8. Чувства………………316
Определение чувств и их физиологические основы………………316
Формы переживания чувств……………….321
Чувства и личность…………………..330
Глава 9. Личность………………….336
Понятие о личности в психологии…………………336
Структура личности………………..342
Основные теории личности в зарубежной психологии………..349
Направленность личности……………….353
Самосознание личности……………..359
Развитие личности……………..370
Часть III. Психологические процессы……………..385
Глава 10. Перцептивные процессы………………..385
Природа перцепции………………385
Чувствительность и пороги………………390
Виды рецепции………………..392
Сенсорные образы…………….396
Глава 11. Мнемические процессы…………….401
Понятие о мнемических процессах…………….401
Ассоциации памяти…………….403
Запоминание и забывание……………405
Узнавание и воспроизведение………………411
Глава 12. Интеллектуальные процессы: воображение………….414
Понятие о воображении, его основных видах и процессах…..414
Физиологические основы процессов воображения……………..421
Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых…………425
Глава 13. Интеллектуальные процессы: мышление…………….430
Общая характеристика мышления……………..430
Мышление и решение задач……………444
Виды мышления………………452
Часть IV. Индивидуально-психологические особенности личности……….457
Глава 14. Характер…………….457
Понятие о характере…………….457
Структура характера………………459
Природа и проявления характера…………465
Глава 15. Способности…………475
Понятие о способностях…………….475
Структура способностей…………….481
Талант, его происхождение и структура………………484
Природные предпосылки способностей и таланта……………..488
Формирование способностей………………494
Справочная и хрестоматийная литература…………….497