Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития

Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития

Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр, 2006. — 608 с.
В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация—обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора……………………………..4
Введение…………………………5
РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ…………….8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие………………11
§ 1. Условия психического развития и развития личности………………..11
1. Реальность предметного мира………………..12
2. Реальность образно-знаковых систем…………………..24
3. Природная реальность……………..38
4. Реальность социального пространства………………..50
5. Реальность внутреннего пространства личности…………………60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность……………70
1. Биологические предпосылки……………..70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов…………..81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности……………..93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности………….95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности…………100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления………………105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности………………114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности…………….114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность……………..119
§ 3. Фактор места как условие развития личности……………..138
РАЗДЕЛ II. ДЕТСТВО……………..147
Глава 4. Младенчество…………….149
§ 1. Новорожденное: врожденные особенности и тенденции развития………………150
§ 2. Собственно младенчество………………….155
Глава 5. Ранний возраст………………170
§ 1. Особенности общения………………..171
§ 2. Умственное развитие……………….178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности…………………193
§ 4. Предпосылки формирования личности………………..207
Глава 6. Дошкольный возраст……………….219
§ 1. Особенности общения……………221
§ 2. Умственное развитие……………..231
§ 3. Игры и другие виды деятельности…………..271
§ 4. Детская личность……………285

Глава 7. Младший школьный возраст…………….309
§ 1. Особенности общения……………311
§ 2. Умственное развитие……………….329
§ 3. Учебная деятельность……………347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста……………..372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО……………410
Глава 8. Условия и образ жизни……………413
§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка……………………413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд…………….422
Глава 9. Особенности общения…………………427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции……………….427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола………………..438
Глава 10. Умственное развитие……………445
§ 1. Развитие речи…………….445
§ 2. Развитие высших психических функций…………….451
Глава 11. Личность подростка………….464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве…………464
§ 2. Самосознание в отрочестве…………….475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ…………490
Глава 12. Условия и образ жизни……………….492
§ 1. Социальная ситуация………………..492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности………………496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората…………504
Глава 13. Особенности общения…………….509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции…….509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола………………527
§ 3. Раннее материнство и отцовство…………….539
Глава 14. Личность в юности…………548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации……………548
§ 2. Особенности идентификации — обособления в контексте проблем личности………….564
§ 3. Самосознание в юности…………….574
Приложение………………589
Рекомендуемая литература……………..603

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − семь =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.