Волков П. В. Психологический лечебник: Руководство по профилактике душевных расстройств

Волков П. В. Психологический лечебник: Руководство по профилактике душевных расстройств

Волков П. В. Психологический лечебник: Руководство по профилактике душевных расстройств.— М., 2004.— 480 с.— (Психологический бестселлер).
Автор книги — психиатр-психотерапевт и практический психолог. Его книга в полной мере является руководством по профилактике душевных заболеваний. Знания, изложенные в ней, помогают найти пути к пониманию себя и окружающих и, стало быть, помогают предотвратить душевные срывы, нервные кризисы. Книга дает богатые знания по характерологии.
Она написана живым доступным языком, поэтому будет интересна не только психиатрам, психологам и психотерапевтам, кому она предназначена в первую очередь, но и всем, кто хотел бы научиться понимать себя и другого. Книга может быть рекомендована в качестве учебника для вузов.
Содержание
Предисловие автора ………………………..5
Часть 1. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ …………………….11
Определение ключевых понятий ………………..13
Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер ……….15
1. Краткие общие сведения ……………………15
2. Ядро характера …………………………..16
3. Варианты эпилептоидного характера …………….22
4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции) …………….26
5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации) ………..29
6. Семейная и сексуальная жизнь ……………….34
7. Духовная жизнь ……………………….37
8. Дифференциальный диагноз ………………….38
9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь ……….40
10. Учебный материал ………………………43
Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры ……………45
1. Краткие общие сведения …………………..45
2. Инфантильно-ювенильные особенности психики ………….46
Глава 2 (А). Истерический характер ………………….49
1. Ядро характера ………………………………..49
2. Особенности проявления в детстве………………..53
3. Варианты истерического характера ……………….56
4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации) 60
5. Семейная и сексуальная жизнь …………………..63
6. Духовная жизнь ……………………………….65
7. Дифференциальный диагноз …………………….66
8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи 68
9. Учебный материал ……………………………..72
Глава 2 (Б). Неустойчивый характер……………………..73
1. Ядро характера ………………………………..73
2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера ……………………75
3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности 77
4. Семейная и духовная жизнь ……………………..78
5. Варианты неустойчивого характера ……………….78
6. Дифференциальный диагноз …………………….79
Глава 2 (В). Ювенильный характер ……………………..81
1. Сущность характера ……………………………81
2. Особенности истерического реагирования …………82
3. Учебный материал ……………………………..84
Глава 3. Астенический характер ………………………..86
1. Ядро характера ………………………………..86
2. Особенности проявления в детстве………………..89
3. Варианты астенического характера ……………….93
4. Межличностные отношения (особенности коммуникации) 95
5. Семейная и сексуальная жизнь ………………….97
6. Духовная жизнь ……………………………….99
7. Дифференциальный диагноз ……………………101
8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи 103
9. Учебный материал …………………………….111
Глава 4. Психастенический характер……………………113
1. Ядро характера ……………………………….113
2. Особенности проявления характера в детстве и юности 123
3. Варианты психастенического характера …………..125
4. Межличностные отношения (особенности коммуникации) ………………….126
5. Семейная и сексуальная жизнь ………………….132
6. Духовная жизнь ………………………………136
7. Дифференциальный диагноз ……………………139
8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи 140
9. Учебный материал…………………………….150
Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер ……….153
1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера ……………..153
2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника ………………………….162
3. Некоторые направления психотерапевтической помощи ………….163
4. Учебный материал………………………..167
Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер ………………..169
1. Введение в понятийный контекст ………………..169
2. Ядро характера ……………………….171
3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции) ……………………182
4. Варианты циклоидного характера ………………..186
5. Духовная жизнь ………………………………193
6. Семейная и сексуальная жизнь ………………….196
7. Межличностные отношения (особенности коммуникации) ……………………..198
8. Дифференциальный диагноз ……………………201
9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи 203
10. Учебный материал …………………………….205
Глава 7. Шизоидный (аутистическнй) характер …………..207
1. Ядро характера ……………………………….207
2. Особенности проявлений в детстве и юности ………220
3. Варианты шизоидного характера ………………..223
4. Семейная и сексуальная жизнь ………………….229
5. Духовная жизнь ………………………….232
6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии) ………………………233
7. Дифференциальный диагноз ……………………238
8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи 239
9. Учебный материал …………………………….243
Глава 8. Органический характер ……………………….246
1. Сущность характера …………………………..246
2. Простодушный вариант органического характера …..256
3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие» .261
4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции) …………….262
5. Психотерапия и лечебная педагогика Г. Е. Сухаревой …………..265
6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения ……….268
7. Учебный материал ……………………….269
Глава 9. Эндокринный характер …………………….273
Учебный материал ……………………………..278
Часть 2. ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ ………………….281
Маниакально-депрессивный психоз ………………..283
1. Определение ключевых понятий …………………283
2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии …………………….287
3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте ……………………..292
4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным …………………295
5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека ……………299
6. Выявление суицидального больного ………………301
7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи …………303
8. Учебный материал …………………….309
Эпилепсия ……………………..313
1. Клиническое определение эпилепсии …………….313
2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal) ………………….314
3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний ………………….318
4. Изменения личности по эпилептическому типу …….321
5. Эпилептические психозы ………………………324
6. Особенности проявления эпилепсии в детстве ……..325
7. Диагностика и систематика эпилепсии ……………327
8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии ………………………328
9. Учебный материал …………………………….334
Шизофрения ……………………………………….335
1. Краткий исторический экскурс ………………….335
2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление» ………………….337
3. Разбор ключевых понятий……………………..340
4. Описание основных шизофренических синдромов …………345
5. Разбор шизофренических расстройств по Е. Блейлеру …………..368
6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте ………………………..375
7. Отношения в семье больного шизофренией ……….384
8. Диагностика шизофрении …………………387
9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи………………………..394
10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер 398
11. Учебный материал ……………………….404
Часть 3. КЛИНИКО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ И РАЗБОР СЛУЧАЕВ ИЗ ПРАКТИКИ …………..407
Обнаженная правда (пример шизофренического творчества) …………….409
Рессентимент, резиньяция и психоз ……………….422
Заключение ……………………………………467
Список использованной литературы ……………….471

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − тринадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.