Шутценбергер А. А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. — М., 2005. — 256 с.
Все мы являемся звеньями в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, «оплачивать долги» прошлого наших предков. Эта своеобразная «невидимая преданность семье» подталкивает нас к неосознанному повторению приятных ситуаций или печальных событий. Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье.
Эта книга во Франции выдержала 15 изданий. Она является результатом -двадцатилетней научной деятельности и клинической практики Анн Ансе-лин Шутценбергер. Случаи, которые она приводит, по драматизму, «эмоциональному градусу» и таинственности превосходят самые смелые фантазии авторов готических романов. Иногда они шокируют, иногда пронзают острой болью и всегда напоминают о том, что каждый из нас является частью общей для всех истории и даже самые отдаленные события гораздо ближе к отдельному человеку, чем можно себе представить.
Исследовательский и терапевтический аспект книги представляет обоснования тех явлений, с которыми автор работает с помощью своего метода — трансгенерационной психогенеалогической контекстуальной терапии. Один из основных его «инструментов» — геносоциограммы — позволяет распутать сложный клубок семейных историй, выявить связи между поколениями и прервать цепь бессознательных повторений, чтобы человек мог осознать собственное предназначение и использовать свой шанс в жизни.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЖИВУЩЕЕ ПРОШЛОЕ. ПОПУГАЙ ДЕДУШКИ……………………. 10
ОТ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К ГЕНОСОЦИОГРАММЕ ………….. 13
Уже Фрейд……………………………………………………… 14
Юнг, Морено, Роджерс, Дольто и другие…………………………… 16
Мои профессиональные «родственные связи»…………………. 19
Этот незнакомец Морено………………………………………………. 19
Генограмма и геносоциограмма…………………………………………22
Фрейд и «тревожащая странность» …………………………………..23
СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ И ГЕНОГРАММА/ГЕНОСОЦИОГРАММА………………….26
Группа Пало Альто……………………………………………………… 27
Стратегическая системная терапия…………………………………..28
Структурная семейная терапия…………………………………………29
Семейная психоаналитическая терапия……………………………30
НЕВИДИМЫЕ ЛОЯЛЬНОСТИ……………………………………………….31
Концепция Ивана Бузормени-Надя…………………………………..33
Парентификация……………………………………………………………….33
Семейный миф или сага о семье……………………………………….. 35
Личный пример…………………………………………………………………. 36
Семейная «бухгалтерия». Базовая безопасность.
Несправедливость………………………………………………………38
Обида …………………………………………………………………41
Несправедливость судьбы………………………………………………….42
Трансгенерационный страх. Травматизм «ветра пушечных ядер»…………………………. 43
«Это несправедливо…» Пережитая несправедливость, «настоящая справедливость»…….43
Пассивная агрессивность………………………………………………….44
ПСИХОСОМАТИКА/СОМАТОПСИХИКА…………………………..45
«Body mind connection»………………………………………………………45
Трансгенерационные связи. Бухгалтерия долгов и заслуг.
Пережитая несправедливость……………………………………46
«Зубастые подарки» …………………………………………………………..51
«Гроссбух» святого Николая……………………;……………………….. 54
Мы все происходим из «смешанных пар»………………………….56
Индивид и семья………………………………………………………………..57
Синхронная карта семейных событий……………………………….59
Контекстуальный и интегративный подход……………………….61
Семейные правила…………………………………………………………….62
Быть лояльным членом группы………………………………………….65
Контекст и классовый невроз. Провал в школьной учебе….. 66
СКЛЕП И ПРИЗРАК……………………………………………………………….69
Непризнаваемая, неуловимая тайна ………………………………….71
Охотник за бабочками………………………………………………………..73
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ……………………………………………. 76
Эрже и Тентен……………………………………………………..76
Семейные бессознательные повторения в день годовщины:
несчастный случай со вдовцом…………………………………..77
Болезнь приемного ребенка……………………………………………….78
Тайна смерти родителей и своего происхождения:
дети депортированных……………………………………………….78
Случай Робера — разрывы и тайны…………………………………..79
Геноцид и пережитая несправедливость: рабство, депортация, массовое бегство………81
МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНОСОЦИОГРАММ И СИНДРОМА ГОДОВЩИНЫ……………………….88
Открытие синдрома годовщины………………………………………..90
Обмены и взаимодействие…………………………………………………92
Мой стиль работы……………………………………………………….93
Синдром годовщины………………………………………………………99
«Невидимые лояльности» и «фракталы»………………………….. 103
КАК СТРОИТЬ ГЕНОСОЦИОГРАММУ? ……………………………… 106
Условные обозначения……………………………………………………… 106
Биографическая реконструкция. Метки, ключи, границы памяти и ограничения метода…..110
Основы идентичности: имя и фамилия.
Фамилия или отчество: «Как тебя зовут?»…………………. 113
Значимость имени. Нить Ариадны…………………………………… 117
Важность контекста (исторического, экономического, культурного) …….. 118
Жизненный контекст (учеба, путешествия, проживание в дальних краях). Имя-код,
имя-травести, имя-криптограмма……………………………….. 120
Мы все метисы ? Наследники двух культур………………………. 121
Внебрачные дети, побочные дети.
Примеры социального и семейного «стыда»………………………. 122
Задачи геносоциограммы……………………………………………….123
МОЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ТРАНСГЕНЕРАЦИОННОМ МЕТОДЕ……………….125
Группа, Мари и другие……………………………………………………128
Вновь обрести свою идентичность. Передача………………….. 134
Запас прочности……………………………………………………135
Базовая безопасность. Жизненный порыв……………………….. 135
Трансгенерационное и интергенерационное. Память, к которой вновь обращаются: живая память или провалы памяти…………………………… 139
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ С УПРОЩЕННЫМИ ГЕНОСОЦИОГРАММАМИ……………. 141
Шарль: синдром годовщины и невидимая лояльность семье…… 141
Марк: семейное повторение несчастных случаев………………….. 145
Жаклин: армянский геноцид……………………………………………. 149
Валери и Роже: существует ли наследственная предрасположенность к дорожно-транспортным происшествиям?………………… 153
Семейная конфигурация и синдром «двойной годовщины»………………………….. 156
Годовщина — период уязвимости, «стресс годовщины»….. 157
Два брата, выживший и умерший…………………………………….. 158
Люсьен и мадам Андре: генеалогический инцест…………….. 160
Две молодые мадам Раванель: непроясненный генеалогический инцест……………….. 162
«Цепочка» семейных союзов……………………………………………. 167
Переданное наследство и структура семьи……………………… 169
Семья де Мортелак: смерть детей в раннем возрасте в нескольких поколениях…….. 170
Предсказания и проклятия в истории………………………………. 172
Эффект «сильного слова». Проклятие Катона:
«Delenda Carthago est» ………………………………………………… 174
Священник: эффект плохо понятого «сильного слова»…….. 176
Ван Гог, Дали и Фрейд: замещающий ребенок и ребенок восстанавливающий……………. 181
Сандрина и другие: помечающая — помеченная годовщина………………………. 184
Четыре других примера: мусульмане; Жак/Жаклин; понедельник на Пасху 1965 г. — след Севастополя;
Изабель…………………………………………………………………… 187
Ноэль: конфликты пищевых привычек и «диетической идентичности»…………………… 189
ВЫВОДЫ: ВЕРХНИЙ ЯРУС ТРОПИЧЕСКОГО ЛЕСА И ЧЕЛОВЕК……………………… 193
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..204
Определение «склепа» и «призрака» по Никола Абрахаму и Марии Тёрёк……………….204
Статистические исследования синдрома годовщины, проведенные Жозефиной Хилгард
(работы с 1952 по 1989 гг.) …………………………………………….207
О душе женщины………………………………………………………………216
Пример субституционного инцеста, взятый из истории литературы…………………….216
«Я припоминаю»: Стигматы семейной памяти о не совершённом трауре………………….218
Травматизм «ветра пушечных ядер»………………………………………219
Инцест и инцест второго типа…………………………………………..221
Синдром годовщины…………………………………………………………222
Два клинических случая синдрома годовщины…………………224
Фрейд, или «Оно говорит с другой сцены»……………………….227
Синдром годовщины, «столкновение времен» и национальные трансгенерационные травмы в истории
(Косово — 28 июня 1389 г. — 28 июня 1914 г. — 28 июня 1989 г.)……………..227
Семейное и групповое со-бессознательное (Дж.Л. Морено). Социальное и межличностное бессознательное (Эрих Фромм, КаренХорни, С.Х. Фулкс) ………………………………………………230
Типовая рамка для генеалогического древа………………………231
Типовая рамка для семейной геносоциограммы……………….232
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ…………………………………234
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………238