Ильин В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни

Ильин В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни

Ильин В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни. — М., 2002. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 104).
Эта книга адресована всем, у кого была, есть или будет семья. А также всем, кто сам был ребенком, у кого были, есть или будут дети. Потому что наше детство и отношения в родительской семье могут быть как причиной серьезных проблем, так и основной опорой и источником ресурсов во взрослой жизни. Вот почему так важно знать основные этапы жизни семьи и психологические особенности различных периодов детства, чтобы предупредить возможные ошибки и исправить уже совершенные. Идеи классиков западной психотерапии Э. Берна, В. Сатир, Э. Эриксона, Дж. Морено и др. не только мирно соседствуют в этой книге с воззрениями видных представителей отечественной религиозно-философской мысли И.А. Ильина, П.А. Флоренского, В.В. Зеньковского, но и образуют с ними некое единство, систему. Систему, адаптированную к современной российской действительности, ярко проиллюстрированную примерами из терапевтической практики автора и широко известными сюжетами мировой литературы. А также весьма доступно изложенную.
Книга представляет интерес не только для практикующих психотерапевтов, но и для социологов, культурологов и других специалистов.
СОДЕРЖАНИЕ
5 Родительский день. Предисловие Е.Л. Михайловой
8 От автора
8 Сказки счастливые и не очень
13 Несколько слов о психоанализе и кое о чем еще
Глава 1. ВЕЛИКИЕ СУМАСШЕДШИЕ
17 Крымская прелюдия, или Один день из жизни отдыхающих
19 Мифы и реальность, или Какое отношение имеет поэзия «медового месяца» к прозе семейной жизни
21 Философия, найденная на помойке
22 Шанс
Глава 2. ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА. КРИЗИСЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
27 Что об этом думают семейные терапевты
28 Принятие ответственности
31 Рождение ребенка
33 Дети покидают родительский дом. Кризис взросления
35 Старение и смерть
Глава 3. ОТ ЗАЧАТИЯ ДО РОЖДЕНИЯ
41 Когда и сколько?
43 Четыре принципа семейного воспитания
45 Что следует иметь в виду будущим мамам
46 Батюшка бес и матушка ведьма, или Несколько слов о нетрадиционных способах принятия родов
48 Магия имени
Глава 4. ГОД ПЕРВЫЙ
52 Скрытый смысл первого крика, или Краеугольный камень в фундаменте жизни
54 Как вы пеленаете своего младенца? Процесс формирования базового доверия
55 Еще несколько слов о бесах
56 Самый простой способ сформировать чувство базового доверия у ребенка — доверять ему самому
58 Язык детского плача
58 Первая жизненная задача: потреблять и присваивать. Чему и как при этом учатся наши дети
Глава 5. ДО ТРЕХ И СТАРШЕ
62 Новая жизненная задача: учимся не только присваивать, но и отдавать
63 «Нет!», «Не хочу!», «Не буду!», или Первые проявления свободной воли и автономии
66 Что со всем этим делать?
70 Коротко о преступлении и наказании
71 Еще раз о том, как адекватно и продуктивно реагировать на «кризисные» ситуации
74 «Как тебе не стыдно реветь? Ты уже большая девочка!», или «Мужчины не плачут!»
82 «Штурм и натиск» — проявления детской инициативы и ее влияние на жизнь семьи
83 Подготовка к переговорам. К какому типу личности принадлежит ваш ребенок?
90 Оценка возможных рисков и определение границ вторжения. Выяснение условий и ожиданий
91 Заключение контракта. Правила и санкции
93 Первые проявления сексуальности. Как говорить с ребенком на «скользкие» темы
Глава 6. РЕБЕНОК ВЫХОДИТ В СВЕТ
97 Бумажные самолетики и деревянные кораблики, или Потребность в созидании
100 Самооценка как признание собственной компетентности
104 Простой способ обесценить деятельность ребенка, очень популярный у мам и бабушек
106 Что ждет его в школе?
110 Брюс Уиллис как «последний бойскаут» и «русский джентльмен». Специально для родителей мальчиков
117 «Стрелялки» и «ходилки»
119 Подготовка к пубертату. Продолжаем разговор на «скользкие» темы
Глава 7. ЭТОТ БЕСПОКОЙНЫЙ ПОДРОСТОК
125 Возраст, трудный для всех
126 Что ими движет?
127 А что движет родителями?
128 «Испорченный телефон»
129 Что надо иметь в виду, чтобы договориться с подростком
134 Как вести переговоры с подростком
141 Три правила, полезные в экстремальных ситуациях, связанных с проблемами подростков
Глава 8. ВЕРА И ВЕРНОСТЬ. ПОИСК ПУТИ
150 Конфликт между требованиями социума и личной свободой и его российская специфика
152 Ответ на вызов. Специфика молодежного бунта
155 Другой путь разрешения конфликта
157 Витальность идей: от чего она зависит и как влияет на судьбу человека
162 Об одной вечной идее и ее главном символе
165 Об одной специфической особенности «загадочной русской души»
Глава 9. ДРЕВО ЖИЗНИ
170 Идея рода и ее смысл
172 Причины утраты родовых корней. Разрыв родственных связей
176 Механизм и виды негативного влияния повреждения родовой структуры на жизнь семьи и ее членов
183 Что общего в семье английского аристократа и русского крестьянина
187 Семейная история внутри нас
190 Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − 10 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.