Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие

Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие

Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. -384 с.
Предлагаемое издание представляет собой дополненный вариант ранее изданного и получившего достаточную известность среди читателей и специалистов учебного пособия «Психология управления». В нем, как и в первом издании, главное внимание уделено психологическим проблемам и явлениям, имеющим место в сфере управления, рассмотрению психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности деятельности руководителя.
В настоящей работе представлен анализ целого спектра практических вопросов, связанных с психологией управленческой деятельности, с психологическими аспектами принятия управленческих решений и управленческого взаимодействия, подбора, расстановки и аттестации руководителей.
Пособие предназначено для преподавателей вузов, студентов-психологов, аспирантов, специализирующихся в области психологии труда, психологии управления, для исследователей, разрабатывающих проблемы организационной психологии, а также для психологов, практикующих на предприятиях, фирмах, занимающихся подготовкой и консультированием руководителей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………….3
Глава 1. Предмет психологии управления…………………………6
1.1. Постановка проблемы…………………………………………….6
1.2. Первичные понятия и допущения……………………………..9
1.2.1. Организация……………………………………………….12
1.2.2. Управление…………………………………………………14
1.2.3. Основные управленческие функции……………….17
1.3. Предмет психологии управления…………………………….22
Глава 2. Руководитель в организации……………………………..26
2.1. Понятие структуры организации……………………………..26
2.2. Подсистемы организации……………………………………….26
2.3. Руководитель как субъект подсистем организации……..28
2.4. Амбивалентность внешних побудителей поведения как условие формирования индивидуального стиля деятельности руководителя………………………….31
Глава 3. Руководитель в структуре формальной подсистемы организации……………………35
3.1. Понятие должности и должностного лица………………..35
3.2. Психологические особенности деятельности руководителя в линейных организационных структурах……….38
3.3. Психологические особенности деятельности руководителя в функциональных организационных структурах……50
3.4. Психологические особенности деятельности руководителей в штабных и матричных системах соподчинения……54
3.5. Интернализованная роль и институциональное управление ……………………..57
3.6. Методы управления как инструмент институционального управления………………………….60
Глава 4. Психологические особенности реализации функции планирования в управлении………………….64
4.1. Сущность планирования…………………..64
4.2. Организационные факторы как предпосылки возникновения психологических проблем при реализации планирования ……………….67
4.3. Планирование и фактор неопределенности……………..72
4.4. Психологические механизмы снижения эффективности планирования и некоторые приемы коррекции ориентировочной основы выполнения этой функции……………73
Глава 5. Психологические особенности реализации функции организации………………..83
5.1. Сущность функции организации……………………..83
5.2. Регламентирование, нормирование, инструктирование как методы реализации организационной функции………86
5.3. Влияние организационных факторов на реализацию функции организации………………….88
5.4. Влияние личностных факторов на эффективность реализации функции организации………………91
5.5. Психологические эффекты неоптимального делегирования полномочий………………….97
Глава 6. Психологические особенности реализации функции контроля…………………….102
6.1. Сущность контроля………………………..102
6.2. Виды контроля…………………………103
6.3. Нарушения в структуре деятельности по реализации контроля……………………107
6.4. Психологические предпосылки неоптимальной реализации функции контроля………………111
6.5. Организационно-психологические предпосылки снижения эффективности контроля……………..116
Глава 7. Психологические закономерности реализации функции регулирования……………….. 119
7.1. Проблема неалгоритмизируемости регулирования……………119
7.2. Принципы руководства, обеспечивающие «лучший путь» регулирования…………………120
7.3. Методы регулирования. Классификация………………..122
7.4. Предпосылки снижения эффективности регулирования ………..128
Глава 8. Психологические особенности деятельности по выработке управленческих решений………….. 134
8.1. Управленческие решения в структуре деятельности руководителя…………………..134
8.2. Общая характеристика управленческих решений…….137
8.3. Этапы выработки управленческих решений…………143
Глава 9. Управленческое взаимодействие……………..152
9.1. Место управленческого взаимодействия в структуре деятельности по управлению…………..154
9.2. Сферы управленческого взаимодействия и его содержательные характеристики…………….164
9.3. Направленность управленческого взаимодействия……………169
9.4. Субъекты управленческого взаимодействия…………..171
9.5. Совместная деятельность и управленческое взаимодействие ……………….175
9.6. Феномен самоорганизации коллективного субъекта деятельности в контексте управленческого взаимодействия……………………..183
9.7. Виды управленческого взаимодействия………………192
9.8. Стратегии управленческого взаимодействия……………201
9.9. Средства управленческого взаимодействия……………211
9.10. Психологические механизмы управленческого взаимодействия………………….216
Глава 10. Индивидуальная управленческая концепция руководителя и стиль управления………………..230
10.1. Управленческая концепция руководителя………………230
10.2. Стили управленческой деятельности………………..238
10.3. Соотношение понятий: индивидуальная управленческая концепция руководителя и индивидуальный стиль управленческой деятельности…………………245
Глава 11. Конфликт в управленческой деятельности……….248
11.1. Сущность конфликта как феномена социальной и духовной жизни человека………………249
11.2. Классификации конфликтов и причины их возникновения……………………252
11.3. Способы разрешения конфликтов. Стратегии и стили конфликтного взаимодействия…………….262
11.4. Место конфликта в системе факторов, влияющих на функционирование организации……………….279
Глава 12. Психологические аспекты подбора и расстановки руководителей………………284
12.1. Оценка персонала в структуре кадровых процессов…………..284
12.2. Критерии оценки, процедуры оценки и методы получения первичной информации……………….289
12.3. Параметры оценки……………………….294
12.4. Объективные и субъективные факторы в подборе персонала ……………….308
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..313
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Экспертные процедуры в оценке персонала………………..320
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Экспертный лист для ситуационно-комплексной оценки деятельности руководителей……………………..321
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Матрица профессиографического исследования…………………325
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Структура должностных инструкций и словарь терминов, принятых при их составлении………………….329
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Способы выделения основных управленческих функций……………….335
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Система правовых и нормативно-технических документов, обеспечивающих функционирование отрасли
«Автомобильные дороги»……………338
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Взаимосвязь закона об автомобильных дорогах Российской Федерации с законодательством Российской Федерации …………………………348
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Психологические методы управления …………….351
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Программа курса «Психология управления»………………356
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Тест «Ценностные ориентации руководителя» ……………..357
ЛИТЕРАТУРА……………………………367

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − семь =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.